«Караван-сарай. Русский ориентализм»

11 сентября 2015

8 сентября 2015 года в Национальной художественной галерее Йошкар-Олы состоялось открытие выставки живописи, графики, скульптуры московских художников «Караван-сарай. Русский ориентализм».

8 сентября – 11 октября 2015 года.
Национальная художественная галерея (Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский пр., 24).

Проект «Караван-сарай. Русский ориентализм» посвящен 5-летию Лиги художников «Снежный арьергард». Участники: А. Акилов, В. Алексеев, В. Архипов, С. Гавриляченко, А. Дудин, В. Ермолаев, О. Иващенко, Е. Корнилова, В. Коцарева, И. Лотиев, В. Монетов, Н. Пархоменко, Ю. Попова, В. Симонов, С. Соколов, Д. Тугаринов, А. Чаругин, И. Шанаев (живопись, графика, скульптура).
Московскими художниками в Бизерте было создано порядка сотни живописных произведений, часть из которых представлена на выставке. Многие мастера побывали в Турции в Стамбуле, поражающем величием, красотой и самобытностью древней культуры.
Проект продолжает ориентальную тенденцию российского искусства XIX — начала XX веков (В.В. Верещагин, Л.Н. Бакст, Н.К. Рерих, З.Е. Серебрякова).

Оксана Ермолаева-Вдовенко, куратор-искусствовед

На открытии выставочного проекта присутствовал художник Виталий Ермолаев, колоритно расхаживавший по залам в феске. На выставке в галерее представлено более пятидесяти работ. Среди них — фарфоровый сервиз «Грузинский дневник» сопредседателя историко-культурного общества «Московские древности» Михаила Тренихина. Сервиз был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе в 2014 году в рамках празднования 270-летия предприятия. Михаил уже не первый раз сотрудничает с представителями Лиги художников «Снежный арьергард» и в этот раз по приглашению куратора проекта Оксаны Ермолаевой-Вдовенко предоставил для совместного экспонирования свои произведения.

Благодарим за предоставленный фоторепортаж сотрудника Национальной художественной галереи города Йошкар-Олы и Музея изобразительных искусств Республики Марий Эл Полину Метелькову! Нам особенно приятно, что Полина прекрасно разбирается в фарфоре и керамике. Во время учёбы в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица она стажировалась на Императорском фарфоровом заводе.


____________________

Также даём полный вариант официального пресс-релиза

____________________

Кого из художников не интересовал «… мрачный Восток, незыблемый, сладострастный и утонченный в своей жестокости», — как  писал один французский критик XIX века. Идея выставки зародилась после пленэра художников Лиги «Снежный арьергард» в Тунисе.  Попав в Африку впервые, мы были поражены величием Карфагена и Колизея в Эль Джеме, роскошью мозаик в музее Бардо, единством бело-голубых сочетаний сказочного городка Сиди Бу Саида. Московскими художниками в Бизерте было создано порядка сотни живописных произведений, часть из которых представлена на выставке. Многие наши мастера побывали в Турции в Стамбуле, поражающем величием, красотой и самобытностью древней культуры.

Как сказка «Тысяча и одна ночь», Восток притягивает и завораживает своей затейливой орнаментикой. Тема арабских дверей — самодостаточных произведений искусства — звучит отдельным аккордом в живописи Виктора Монетова и Виталия Ермолаева. Абстрактный орнаментализм свойственен творчеству Ибрагима Шанаева. Все произведения Игоря Лотиева пронизаны Востоком, который он знает изнутри. Его полифонические композиции-метафоры неизменно включают в себя горные пейзажи. Знаменитый скульптор Дмитрий Тугаринов представляет свои вариации кавказской темы.

Виталий Ермолаев погружает зрителя в полуденный североафриканский зной, неизбежный и томительный как сегодня, так и во времена  арабского халифата и французского патроната. Народный художник РФ Сергей Гавриляченко экспонирует картины-портреты современных деятельниц искусства в цикле «1000 и одна ночь всеобщей истории искусств». Фризовость примитивистских композиций характерна для творчества Алексея Чаругина, преподавателя Суриковского института. Наталия Пархоменко демонстрирует серию монохромный картин по стамбульским впечатлениям, каждая из которых несет определенную цветовую ассоциацию с отдельным восточным фруктом. Декоративизм и предельная локализация цвета присущи полным неги и эротизма, тяготеющим к эстетике модерна, полотнам Валерии Коцаревой.

     Живописный диптих известного художника мультипликации Станислава Соколова «Шма Исраэль! Иудейская молитва» и «Аль-Фатиха. Мусульманская молитва» создан к двум его одноименным  фильмам. Изображение этих символических эпизодов по фактуре напоминает струящийся песок.

 Декан художественного факультета ВГИКа Валерий Архипов экспонирует характерные для своего творчества жанровые сценки — бытовые зарисовки азиатской жизни, вводя, порой, в изображение легкие нотки свойственного лишь ему юмора. Его коллега — профессор Александр Дудин представляет индийский цикл с натюрмортом-обманкой из индийских сувениров, с пейзажами зеленых вод Ганги и величественной архитектуры.

 На выставке в галерее представлено более пятидесяти работ, которые йошкаролинцы и гости города смогут оценить до 10 октября 2015 года.

Оксана Ермолаева-Вдовенко, куратор-искусствовед

Без рубрики