Нагрудные знаки СССР
Москва в артефактах:
Советские нагрудные знаки
1935—1965 годов
Москва. Столица. Мегаполис. Социокультурный котёл. Смешение старого и нового.
Каков образ Москвы на артефактах? Их много, например, открытки, книги, фотографии. Но мы предпочли сделать подборку советских нагрудных знаков и значков и выбрали период длиной в тридцать лет: 1935 – 1965. Это уже не предметы молодого советского государства 1920-х годов. Но и не позднесоветские. Период этот был очерчен не случайно – нам нравится то, как делались знаки в эту эпоху. Собственно, вначале мы хотели осветить меньший период времени, начиная с конца сороковых. Но поняли, что сложно отделить и довоенные знаки от послевоенных, как по технологии, так и по стилистике.
Присмотритесь, довоенные, выполненные из серебра с горячими эмалями, по технологиям восходят ещё к дореволюционным традициям (оставались ещё мастера), а те знаки и значки, что помоложе неизменно делали из бронзы. И, конечно, всё с теми же горячими эмалями, которые к середине 1960-х годов практически сходят на нет (по крайней мере, в массовом производстве).
Это знаки нового поколения, про которое искусствовед Абрам Эфрос писал: «Уже дети наши, растущие советичами, для которых серп и молот есть не новый, юнейший в мире государственный герб, только заменивший после ужасной борьбы столетнего двуглавого орла, а есть единственное им известное, всю их жизнь им сопутствующее и потому в мыслях их исконное и непререкаемое выражение торжествующей и огромной власти в государстве».
***
Что представляла из себя Москва в этот период?
В советское время Москва вновь стала центром государства, увеличилось международное политическое значение города. Москва застраивалась быстрыми темпами, к городу присоединялись бывшие пригороды. Со строительством МКАД сформировались современные границы Москвы. В то же время историческая застройка центра города подверглась выборочному уничтожению; был разрушен ряд храмов и монастырей, в числе которых были Храм Христа Спасителя, Страстной монастырь. В 1922 году Москва стала столицей СССР. В городе началось быстрое развитие транспортной инфраструктуры. Так, в 1924 году в Москве открылось автобусное движение, в 1933 году был запущен первый троллейбусный маршрут, а в 1935 году для пассажиров открылась первая линия метрополитена.
В годы индустриализации в Москве быстрыми темпами развивается сеть высших и средних технических учебных заведений.
В тридцатые годы в Москве была создана целая сеть научно-исследовательских и проектных институтов технического профиля. Подавляющее большинство из них входило в систему Академии наук СССР. В это время в городе также развиваются средства массовой информации, издается много газет, с 1939 года организовано регулярное телевизионное вещание
Зимой 1941—1942 годов произошла знаменитая битва под Москвой, в результате успешного контрнаступления советских войск под Москвой немецкие войска отброшены от столицы. 24 июня 1945 года на Красной площади состоялся Парад Победы.
Преобразование и развитие Москвы возобновилось в более широких масштабах после 1945. Продолжалось строительство метрополитена, развернулась комплексная застройка жилых районов. С 1948 года начинают строить высотные здания, «Сталинские высотки», венчаемые шпилями, которые станут символом новой эпохи и заменят в панораме города купола и колокольни уничтоженных церквей. Вместе с тем, высотки подчеркнули радиально-кольцевую структуру городского плана и исторически сложившийся силуэт Москвы. С 1955 года строительство переносится на свободные земли, что позволило быстрыми темпами увеличить объём жилого фонда Москвы, повысить обеспеченность москвичей жильём. Создаются крупные городские районы, члененные на микрорайоны и застраиваемые по типовым проектам: в основном это знаменитые пятиэтажки, более известные как «хрущёвки», которые нынче тоже исчезают, уступая место новым домам (при этом новое жильё не всегда качественнее).
В 1964—1969 годах тело города прорежет Калининский проспект (Новый Арбат), и это только начало превращения столицы в образцовый социалистический город.
В 1957 году в Москве прошёл VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, ставший самым массовым за всю историю фестивального движения. В нём участвовало 34 тысячи человек. Они представляли 131 страну мира. Пятилепестковая ромашка – эмблема фестиваля 1957 года символизировала союз молодежи пяти континентов. Автор эмблемы – художник К. М. Кузгинов. Фестиваль стал одним из глотков свободы и открытости, веянием «оттепели».
***
Всё это социокультурное бурление многомиллионного мегаполиса отражено на знаках того периода. Это и строительство Московского метро (который, кстати, до 1955 года носил имя Л. Кагановича, а не привычное слуху вождя мировой революции), и празднование 800-летия столицы в 1947 году, и строительство Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в 1939 году, преобразованной с 1959 года в Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), комплекс, представляющий из себя город в городе, и тот же фестиваль 1957 года, знаки которого чрезвычайно многочисленны, но всегда приятны и радостны, и сбор металлолома с дальнейшей его переплавкой.
Внимательно рассматривая их, не перестаёшь радоваться мастерству художников и ювелиров, а зачастую и какой-то простой человеческой теплоте, которая аккумулирует в них. В основном подобные предметы представляют не только культурно-историческую, но часто и художественную ценность. Работали добротно, качественно, на совесть.
Тут и «суровый стиль» вспоминается, тут тоже поэтизация и героизация жизни простых людей, их трудовых будней, сила воли, энергичность, драматизм жизни. Вот они знаки со строительными кранами, смотря на которые представляешь, как расширяли Москву молодые строители новыми домами, обеспечивая жильём население, как жило весёлое студенчество, как была на душе у этих людей радость, уверенность в завтрашнем дне, вера в то, что они строят лучшее будущее, занимаясь наукой и искусствами. Что интересно, и советской-то символики не так уж много, да и та, что есть совсем не давит, а естественным образом гармонично вписана в композицию этих художественных миниатюр. Зато есть краны, трамваи, троллейбусы, поезда. Словом — всё символы индустриальной эпохи, периода послевоенного подъёма и оживления, времени надежд и времени мечтаний. Очень кстати эту динамику подчёркивает и скульптурная группа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». И настроение от подобных мыслей о надеждах, мечтах и от сравнения с нынешней действительностью (обратите внимание на телепрограмму: убийства, теракты, выборы, президент, митинги, милиция-полиция — доблестные господарищи полиционеры и т.п.) такое неоднозначное, двоякое – радостно-лирическое. Вспоминается советское кино, в частности «лирическая комедия» «Я шагаю по Москве».
В общем-то, знаки, представленные ниже – это в основном как раз те предметы, которые появлялись при поколении «шестидесятников». Предметы, которые были сделаны их руками, хранят историю, запечатлённую в металле. Хранят идеалы в которые они верили, настроения, которыми они жили.
Заглянем немного вперёд, чуть позже. Что представляют из себя позднесоветские знаки? Большей частью – мешки безвкусно выполненных алюминиевых кусочков с вездесущим (часто ещё и плохо исполненными неузнаваемым) профилем вождя мировой революции. Неудивительно, что в массовом сознании к такого рода «цацкам» относятся если не с отвращением, то уж точно с недоверием.
Но это познесоветские предметы. Вглядитесь теперь в знаки, выполненные в 1935–1965 годах, и Вы, возможно, измените свою точку зрения на предметы советской фалеристики.
Виртуальный музей «Москва в артефактах» историко-культурного общества «Московские древности» благодарит за предоставленные изображения знаков Международный клуб коллекционеров и любителей истории «Фалеристика».
__________________________________________________________
Рекомендуем ознакомиться с другими разделами
Нет комментариев на запись “Нагрудные знаки СССР”