Обёртки кондитерские

Москва в артефактах:

Дореволюционные и советские обёртки

от конфет и шоколада

(обёртки от кондитерских изделий, фантики, упаковки)


Любопытно, вот вроде бы мелочь, хлам какой-то — обёртка от конфеты, или шоколада. Скушал, друзей угостил, да и выкинул фантик. И забыл…

Но некоторые не забывают! Например, коллекционеры Екатерина и Виктор Кудрявцевы. Не забывают и хранят. А через некоторое время такая бесполезная вещь, как фантик без конфеты внутри, становится предметом коллекционирования. Правда не очень понятно, станут ли собирать то, что выпускают сегодня, наверное, будут. Но нам не нравится. А посмотрите на обёртки от русских конфет конца XIX — начала XX веков, ведь это памятники искусства, графики модерна и русского стиля. И выполнены они с удивительным человеческим теплом, зачастую, крупными мастерами!

Самыми, пожалуй, утончёнными являлись фантики, сделанные в Санкт-Петербурге. Это не случайно, вспомните, что в то время там работали мастера объединения «Мир искусства». Приоритетным было эстетическое начало и стремились мирискусники к модерну и символизму. Но не отставали и другие центры, работали кондитеры (а с ними и художники) и в Харькове, Киеве, и, конечно же, в Первопрестольной.

Вот обёртки от кондитерских изделий, сделанные в Москве и ей же посвящённые нас и интересуют в первую очередь. Почему? Потому, что на них запечатлён облик Москвы, дореволюционный облик. И дух. Русский дух, сохранивший русскую старину (обильно порушенную в советские годы и, что страшнее — сегодня). И русский стиль. Да и просто потому дороги нам эти фантики, что подобные предметы чрезвычайно интересны, как исторические источники.

Рубеж веков, эпоха модерна в искусстве демонстрирует впервые не только единство стиля в архитектуре, живописи, графике и скульптуре, как и положено единому большому стилю (кстати, последнему на сегодняшний день стилю единому), но и расширяет поле деятельности мастеров. Не случайно в это время появляется и начинает оформляться дизайн. И именно в это время один художник может заниматься сразу не только конструированием здания, но и его внутренним оформлением, созданием мебели для интерьера, светильников, настенных панно, картин, посуды, даже дверных ручек! И, в том числе, такими утилитарными вещами, как обёртки для конфет. Но, согласитесь, сегодня мы ценим фантики столетней давности как прекрасные памятники графики модерна!

Что изображали на обёртках, посвящённых Москве? В основном — памятники архитектуры: уничтоженная Сухарева башня, здание Университета, Московская городская Дума (позже — Музей Революции, а сегодня корпус Государственного исторического музея), разрушенный при большевиках памятник Александру II в Кремле, Памятник Минину и Пожарскому (в 1931 году смещённый в сторону со своего исконного места), вид на Никольскую улицу, разрушенные Красные ворота, храм Христа Спасителя (тоже уничтоженный), Покровский собор (более известный, как собор Василия Блаженного), Большой театр, Бородинский мост (до 1999 арочный, теперь — стальной и балочный), Пашков дом, Петровский путевой дворец и т.д.  Интересны и аспекты жизни города: так на фантиках появились изображения Московской пожарной команды. Все борцы с огнём в характерных шлемах, непривычных нашему глазу. Да и вид несущейся конки со всей пожарной командой тоже завораживает. Словом, на фантиках отражена целая эпоха.

Менялось время, менялась страна, менялись взгляды…. И появлялись советские конфеты от знакомых нам и сегодня кондитерских фабрик: Государственная кондитерская фабрика «Красный октябрь» (бывшая «Эйнем», с 1922 года бывшая «Государственная кондитерская фабрика № 1»), Государственная кондитерская фабрика им. П. А. Бабаева (с 1921, бывшая «Государственная кондитерская фабрика № 2» с 1918, бывшая «А. И. Абрикосова и сыновей») и «Рот-Фронт». Конфеты и шоколад получили совсем новые обёртки -  авангардные, революционные. Но и они, как памятники истории, культуры и искусства ничуть не менее значимы, чем их дореволюционные собратья. И нарисованы они также вручную, кропотливо, хотя и несут в себе другие символы, другие идеи. Всё больше поначалу это революционеры на руинах старого мира. Есть и памятники.

Вначале это — Монумент Советской Конституции (Обелиск и Статуя Свободы) на Советской (Тверской) площади в Москве, работа Н. А. Андреева, Д.М. Осипова, 1918-1919. Памятник был установлен на месте снесённого в 1918 году многофигурного монумента герою русско-турецкой войны 1877—1878 годов генералу Скобелеву, но и сам не простоял долго. 22 апреля 1941 года, монумент был разрушен под предлогом расчистки площади (Свобода в то время была уже не нужна и её снесли, расчистив место для других вещей, более важных). Обелиск уничтожили, голова статуи Свободы работы Андреева ныне хранится в Третьяковской галерее. А целиком он сохранился только на фотографиях. Остался и на фантике.

Позднее в оформлении композиции обёрток для конфет и шоколада вернутся к традиционным символам Москвы, к памятнику Минину и Пожарскому, например. И к Большому театру, но уже с советским гербом (который, кстати, был исполнен много лучше, чем восстановленный недавно двуглавый орёл).

И Кремль изображали, конечно. Но уже с красными звёздами, венчающими башни. Но вот, что интересно: 1947 год, 30-летие Октября — на шоколадке «Октябрь» (см. последнее изображение), посвящённой юбилею изображены мощные башни Кремля, стоящие как часовые. С этими самыми рубиновыми звёздами. А сзади справа, приглядитесь — колокольня «Иван Великий» со звонницей, и главки их увенчаны… крестами! Выглядывают они из-за звёзд, словно стесняясь, смущаясь, побаиваясь выйти на первый план. Но стоят и ждут терпеливо. И дождутся!

Виртуальный музей «Москва в артефактах» историко-культурного общества «Московские древности» благодарит за любезно предоставленныеиллюстративные материалы Виктора Александровича Кудрявцева.

Михаил Тренихин

Если Вы располагаете обёртками от конфет и шоколада, на которых изображена Москва и её жизнь — мы будем рады получить их изображения для размещения на нашем сайте. Вы можете писать нам на наш электронный адрес info@mosantico.ru

__________________________________________________________

Рекомендуем ознакомиться с другими разделами

Виртуального музея «Москва в артефактах»

Нет комментариев на запись “Обёртки кондитерские”

Отправить сообщение

Вы должны быть авторизованы чтобы отправить сообщение