Клоун Карандаш на цирковых афишах

Москва в артефактах:

Клоун Карандаш (М. Н. Румянцев)

на советских цирковых афишах

 

«У каждого вида искусства свой путь к истине,

а у каждого художника свой путь познания истины.

Я выбрал смешной путь».

М.Н. Румянцев (Карандаш)

Советский цирковой артист, выдающийся клоун, народный артист СССР Михаил Николаевич Румянцев (1901 — 1983) — один из немногих людей мира и нашей страны, вошел в Большую Советскую Энциклопедию не под своим именем и фамилией, а под псевдонимом… Карандаш.

В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств. В 1927 году поступил в техникум циркового искусства, где клоунаду преподавал актер М. Местечкин, будущий главный режиссер Московского цирка на Проспекте Вернадского. Позже его с Карандашом свяжет прочная творческая дружба. В 1930 году М. Румянцев дебютировал в Московском цирке-шапито в качестве клоуна-коверного. Поначалу повторял черты образа, созданного Чарли Чаплиным. В 1934–1935 годах в Ленинградском цирке создал новый образ, взяв псевдоним французского художника-карикатуриста Каран д’Аша.

Герой Карандаша –  взрослый человек, сохранивший непосредственность и жизнерадостность ребёнка. Костюм и грим Карандаша отталкивался от облика обычного человека, своего современника, только были несколько утрированы. Обыкновенный черный костюм, — но мешковатый; обычные ботинки, – но на несколько размеров больше; почти обычная шляпа, –  но с остроконечной тульей. Никакого накладного носа или алого рта до ушей, –  ярким театральным гримом немного преувеличены лишь черты лица самого клоуна. От Чаплина остались только небольшие усики, подчеркивающие мимические возможности лица. Зерном образа Карандаша также был обычный человек, добродушный, остроумный, жизнерадостный, находчивый, полный детской непосредственности, обаяния и энергии. Его нарочитые неуклюжесть и неловкость порождали забавные ситуации. Постоянным спутником и «опознавательным знаком» Карандаша стал шотландский терьер Клякса –  постоянный партнер клоуна. Одной из основных красок его творческой палитры стала сатира. Начало сатирическому направлению работы было положено во время Великой Отечественной войны, когда Карандаш создал ряд номеров, обличающих руководителей фашистской Германии. После окончания войны в его репертуаре также оставались злободневные сатирические репризы. Снимался в кино (Карандаш на льду), правда, этот фильм был экранизацией циркового представления.
С 1946 года часто возглавляет клоунские группы. Среди его учеников и партнёров –  Ю. В. Никулин, М. И. Шуйдин и др.
Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане — аншлаг был гарантирован. К своей профессии Карандаш относился очень добросовестно и тщательно.
Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Всего Карандаш проработал в цирке 55 лет и в последний раз он вышел на арену за двенадцать дней до смерти, в 1983 году.
Сегодня имя  Михаила Румянцева носит Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

***

Разбираясь в семейных архивах, я наткнулся на три плаката, вернее цирковые афиши (выполненных разными художниками), посвящённых клоуну Карандашу. Интересно, что и сам Михаил Румянцев по первому образованию художник, иногда сам рисовал афиши, делал себе реквизит. Эти три работы являются весьма интересными для нас, ведь Карандаш, имея хороший художественных вкус, лично утверждал эскизы цирковых афиш к своим выступлениям, работы должны были ему понравиться, чтобы он одобрил их.

Итак, перебирая папки с художественными работами моей семьи, я обнаружил три афиши. Первая из них – 1946 года, работы знаменитого художника Бориса Ефимова. Соавтором работы является художник Николай Долгоруков.

Вторая афиша – 1959 года, работы художника Владимира Никоненко (к сожалению, не удалось найти про него никакой информации; буду признателен, если Вам удастся найти какие-либо сведения про этого человека). Эскиз плаката-афиши был сделан в 1959 году (эта дата стоит рядом с подписью автора и является одним из элементов композиции). Но афиша была напечатана только в 1963, либо перепечатывалась несколько лет подряд (что вполне возможно в связи с тем, что надписи «Карандаш» и «Цирк» являются нейтральными, и плакат мог быть использован в качестве рекламы различных представлений).

На третьей афише я увидел имя своего родного деда – Анатолий Борисов (про художника А.В. Борисова читайте тут >>>). Это – авторский экземпляр. Плакат был сделана по заказу Управления пропаганды, информации и печати ВДНХ СССР в 1964 году.

***

Я сразу же начал расспрашивать у своей бабушки Галины Борисовой (кстати тоже художнице), об этих плакатах, о том, как они появились у нас в семье. Она рассказала мне о том, что в 1964 году, когда дед делал афишу к выступлениям Карандаша на ВДНХ, сам Михаил Румянцев, лично, в знак благодарности подарил деду два вышеуказанных плаката.

Я не застал деда, он умер совсем молодым. Поэтому мне, не знающему его, интересны любые рассказы о его жизни. Любопытно рассматривать его работы. По словам бабушки, дед ни дня не мог обойтись без того, чтобы что-нибудь не нарисовать – никогда не расставался с карандашом и кистями. Мне было очень приятно узнать, что он был лично знаком, и ему удалось поработать с таким замечательным человеком, как Михаил Румянцев.

***

Все три вышеуказанных афиши очень трогательны и добры, отражают по-своему эпоху 1950-1960-х годов. Работы не многоцветны, большей частью составлены из локальных мягких цветов: рыжеватых, зеленоватых. На них прекрасно смотрятся чёрные фигуры Карандаша и его терьера Кляксы. Плакаты приятны глазу, нарядны, так и зовут прийти в цирк.

Конечно, во всех афишах заметна разница в графике. Ведь между созданием первого и второго плакатов лежит целых десять лет (1949, 1959), а третий плакат младше второго ещё на пять лет (1964).

На первом плакате Карандаш предстаёт перед нами, словно выходящим на манеж из-за занавеса. Он шагает вперёд, одновременно оборачиваясь вполоборота, подзывает к себе своего ассистента — пса Кляксу.

На второй работе клоун с собакой решены гораздо более обобщённо и условно, даже гротескно. Здесь главное – сценический образ Карандаша, его костюм.

На плакате моего деда Анатолия Борисова, самом позднем из трёх, дан только портрет клоуна. Однако, он написан в более реалистической манере, и есть в нём психологизм. Тут не только актёрский образ, но и сама личность Румянцева – умный, искренний, проницательный взгляд; человека, любящий своё дело. Терьер Клякса на афише совсем маленькая и нарисована в правом нижнем углу. Она выполнена в условной манере (гораздо более условной, чем на предыдущих работах), словно персонаж мультфильма. При первом взгляде на плакат кажется странным сочетание почти фотографического портрета Румянцева и обобщённого образа Кляксы, однако тут акцент сделан на клоуна, а собака представлена лишь как визитная карточка артиста. В манере исполнения этой афиши чувствуется лёгкость и доброта, веяние «оттепели» 1960-х годов.

Три артефакта, найденные в архивах моей семьи – цирковые афиши – сохраняют тепло и радость выступлений выдающегося клоуна Карандаша, его образы, запечатлённые талантливыми художниками.

 

***

Кроме изображений плакатов, автор счёл уместным поместить в иллюстративный ряд фотографии артиста Михаила Румянцева в образе клоуна Карандаша, а также три нагрудных знака (1931 и 1950-х годов) посвящённых советскому цирку.

Тренихин Михаил

Краткие биографии художников, упомянутых в статье

Борис Ефимович Ефимов (настоящая фамилия Фридлянд, (15 (28) сентября 1900, Киев — 1 октября 2008, Москва, Российская Федерация) — советский художник-график, мастер политической карикатуры, народный художник СССР (1967), Герой Социалистического Труда (1990), дважды лауреат Сталинской премии (1950, 1951), член-корреспондент Академии Художеств СССР (1954). Последний год жизни (в возрасте 107-108 лет) был главным художником газеты «Известия». Имя Бориса Ефимова занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Долгоруков Николай Андреевич (1902, Екатеринбург — 1980, Москва) — советский художник-график, диплом 1-й степени за плакаты на Международной выставке плаката в Вене (1948), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963), Золотая медаль Советского фонда мира на Международной выставке «Сатира в борьбе за мир» в Москве (1969).

Борисов Анатолий Викторович. График, р. 15. 2. 1933 г. в Кашире (Московская обл.), ум. 13. 11. 1969 г. в Москве.

Учился в ИС (1954–60) у П. И. Суворова, М. М. Черемных, дипломная работа – иллюстрации и оформление книги «Крутые горы» Н. Е. Вирты. Жил в Москве. Участник выставок с 1956 г. (Москва). Автор серий (гуашь): «Сибирь наших дней» (1957), «Кашира» (1958–1959), плакатов «Юбилейный смотр достижений народного хозяйства» (1966–1967). Иллюстрировал книги для Детгиза: «Мальчик с Весёлого» В. А. Бахревского (1961), «Стихи и сказки» Е. Я. Тараховской (1962) и др. Работал также в пром. графике с 1962 г. (рекламные плакаты, каталоги и др.).

КАТАЛОГИ:

Выставка «Молодые художники на Братской ГЭС». М., 1959, с. 8; Девять художественных выставок в Москве. М., 1959, с. 138–139; 8-я Всесоюзная выставка дипломных работ студентов художественных вузов СССР. Выпуск 1960 г. М., 1960, с. 13; Выставка произведений художников Московской области, посвящённая XXIII съезду КПСС. М., 1966, с. 57.

Биобиблиографический словарь: художники народов СССР. Т. II, М.: Искусство, 1972, с. 35–36

__________________________________________________________

Рекомендуем ознакомиться с другими разделами

Виртуального музея «Москва в артефактах»

 

Нет комментариев на запись “Клоун Карандаш на цирковых афишах”

Отправить сообщение

Вы должны быть авторизованы чтобы отправить сообщение