Jacques Dupâquier. Москва 1956,1964,1975

Москва в артефактах:

образ Москвы советской на фотографиях

Жака Дюпакье (Jacques Dupâquier) 

1956, 1964 и 1975 годов

 

Представляем фотографии из собрания Жака Дюпакье (Jacques Dupâquier) — французского учёного, историка, академика французской Академии Политических и Моральных наук, демографа, при этом марксиста и члена французской Коммунистической партии, путешествовавшего несколько раз по Советскому Союзу: в 1956, 1964 и в 1975 годах.

В сентябре 1956 года Жак Дюпакье (Jacques Dupâquier) прилетел в Москву : «Такой свободы как в 1956 году, в СССР не было даже во времена Горбачева», — вспоминал в интервью Дюпакье, — «За нашей делегацией не было никакого полицейского контроля, я отрывался от группы и часами бродил по улицам в полном одиночестве. Я немного знал русский и мог спросить дорогу. Мы оказались в Советском Союзе в интересные времена, советское общество переживало моральную катастрофу после доклада Хрущева на двадцатом съезде КПСС. Никто уже не знал, что можно, а что нет, я делал всё, что хотел, это было особенно захватывающим. Я снимал пьяных, валяющихся на центральных улицах Москвы, и милиция, вопреки моим ожиданиям, даже не пыталась помешать или отнять камеру».

На вопрос о том, что больше всего удивило его в советской столице, Дюпакье ответил следующее: «Меня поразило, что в 1956 году Москва более чем на половину была деревянным городом, а за пределами центральных улиц царила бедность».

Однако, так ли плохо, что город на окраинах был деревянным, застроенным уютными домиками, а на центральных улицах не было грязи и навязчивой рекламы, уродующий облик столицы, а сам город будучи центром многонационального государства под названием Советский Союз не напоминал Бухару, или Самарканд (причём речь идёт, конечно, не о высокой культуре средневековой Средней Азии)?! И пробок ведь не было, а общественный транспорт был представлен прекрасными красавцами-автобусами, сделанными отечественными производителями. Да, и обратите внимание — сколько туристов! Интересно, отчего их сегодня не так привлекает наш город?

Нам тот облик Москвы (в 1956, 1964 и 1975 годах) кажется не столь дурным, каким его настойчиво делают сегодня. А то, что видим в настоящий момент — уже не город, а супермегаполис (который всё хотя расширить хотя бы до Аляски), наполовину говорящий на тюркских языках и наполовину утративший свой облик.

Что ж, посмотрим, что будет ещё лет через пятьдесят и почитаем прогнозы писателей и футурологов

 

P.S. Мы решили поместить новые фотографии после отзыва нашего читателя Михаила Михальчука, который написал следующее: «Интересно. Хотя жаль, что в основном парадные виды. Я бы предпочёл больше посмотреть на обычную жизнь того времени. Не парадную и не антипарадно-разоблачительную, а просто на самую обычную, рядовую».

Нам это замечание показалось весьма важным и мы отыскали фотоматериалы Жака Дюпакье, отражающие как раз ту самую «обычную, рядовую» жизнь. Тут и скромно стоящая тележка для продажи мороженого в Парке им. М. Горького, и несколько фотографий интерьеров ГУМа с прохожими, которые что-то покупают, обедают в кафе, или покупают газированную воду в специальных аппаратах, и милицейский автомобиль «Волга» (теперь новое поколение и значение слова «милиция» не сразу поймёт), и просто прохожие на ВДНХ и в Останкино. Впрочем, не просто прохожие, но образы эпохи, её настроение.

 

P.P.S. Нам показалось уместным опубликовать мнение Василия Золотухина:

«Бросается в глаза то, что рядовые фотографии становятся живым свидетельством эпохи, в то время как сейчас, в цифровой век, когда подобных фотографий сотни тысяч, на них, пожалуй, никто бы не обратил внимание. И, будучи сделанными сейчас, они вряд ли будут столь же уникальны через те же 50 лет. Рассуждения насчёт превращения Москвы в мегаполис и утраты ею индивидуальности полностью поддерживаю! Ну в свобода 56-го… Я всё чаще думаю, не являлась ли она началом тех процессов, которые, в конечном счёте, привели к развалу Советского Союза? И можно ли её считать приметой подлинно «советского» времени, либо началом какой-то иной тенденции? Вопрос сложный. Я, кстати, слышал, что при Сталине был проект, согласно которому каждому желающему гражданину СССР предполагалось выделить небольшой домик в сельской местности. Таким образом собирались бороться с перенаселением городов и избежать строительства небоскрёбов, которые бы портили облик городов. Но не знаю, правда это или нет. Лично я чувствую себя в современной Москве как будто в эмиграции. Почти все знакомые мне улицы и места в городе преобразились настолько, что их теперь не узнать. Не в лучшую сторону. И людей это тоже меняет… Ну а насчёт пробок, конечно! Машины были только у тех, кто этого заслуживал – у известных и уважаемых людей, которые заслужили право ездить на собственном транспорте. Не у каждого офисного мальчишки, как сейчас. Я думаю, что ресурсы советской автомобильной промышленность позволяли произвести достаточное количество автомобилей для всех желающих, но это не делалось именно потому, что могло привести к возникновению пробок в городах».

__________________________________________________________

Рекомендуем ознакомиться с другими разделами

Виртуального музея «Москва в артефактах»

Нет комментариев на запись “Jacques Dupâquier. Москва 1956,1964,1975”

Отправить сообщение

Вы должны быть авторизованы чтобы отправить сообщение