52 семинар общества «Московские древности»

___________________________

16 апреля 2015 года состоялся очередной семинар Историко-культурного общества «Московские древности». Его тема: «История в мягкой форме». И это не случайное название, ведь интересная беседа происходила в музее «Всемирная история в пластилине», входящего в комплекс «Кремль в Измайлово», а нашим рассказчиком стал основатель музея, скульптор и журналист Сергей Олюнин.

Конечно, предварительно, нельзя было не залезть на колокольню «Кремля в Измайлово», чтобы осмотреть красивую панораму с архитектурными диковинами с высоты птичьего полёта. Вечер выдался ветреным и промозглым и мы едва успели застать остатки уходящего дневного света. К счастью, фототехника позволила запечатлеть не только сумерки, но и наши замёрзшие, но довольные физиономии.

Кремль в Измайлово. Панорама с колокольни в ветренный вечер 16 апреля 2015 года. Фото Максима Алёшинского

Кремль в Измайлово. Панорама с колокольни в ветренный вечер 16 апреля 2015 года. Фото Максима Алёшинского

___________________________

Очень симпатичный, уютный музейчик. Умный, ироничный хозяин, замечательный рассказчик. В витринах — не куклы и не мертвые фигуры, а живые, хоть и застывшие неподвижно люди. Пусть даже одни — персонажи сказки, а другие — наши давно ушедшие предки. У каждого — свой характер и привычки, своя биография. Каждый индивидуален на свой лад. Кто-то положил ладонь на меч или опирается на посох, кто-то держит на руках маленькую собачку или поднимает перед собой Библию. Кто-то подался вперед, кто-то углубился в себя. Кто-то крестится, кто-то надменно выпячивает грудь.
Попадая в музей «Всемирная история в пластилине», соприкасаешься с историей. Не той, что в книжках, а живой, расцвеченной судьбами разных, но одинаково интересных личностей. Музей понравится тем, кто интересуется историей — и тем, кто ценит красоту в деталях. Тем, кто еще ни разу здесь не был, очень советую прийти самим и привести детей.

Председатель историко-культурного общества «Московские древности»

 Анна Федорец

___________________________

Фото Максима Алёшинского

___________________________

Музей «Всемирная история в пластилине» — «детище» одной семьи. Начинали его Ростислав Олюнин  и его хороший друг Андрей Миллер, а продолжил сын одного из них, Сергей Олюнин. Чувствуется, что все фигурки королей, викингов, светских дам и военных деятелей сделаны с большой любовью — в каждой из них детально продуманны мимика, поза, складки одежды, детали орденов и т.п. 

Порой сложно поверить, что персонажи всемирной истории сделаны из пластилина — материала, который скорее ассоциируется с детской игрой, чем с историческим экскурсом. Впрочем, поиграть тут тоже предлагают — устроив сражение солдатиками или слепив что-нибудь из марципана. Можно посмотреть на «механику» процесса — из чего сделаны подставки под фигурки, почему они не падают.

Подписей к экспонатам не много, но они яркие — либо факт из жизни автора (порой, увы, трагичный, как в случае с последней работой Миллера), или интересная деталь из жизни персонажа. Но гораздо красноречивее подписей — рассказы об экспозиции ее создателя. Так что, если окажетесь там — обязательно спросите, как делается плащ для офицера или как сделать из простых фабричных цветов телесный, медный, пурпурный…

Участница историко-культурного общества «Московские древности», журналист

Светлана Кондратьева

___________________________

В основе коллекции семейного музея «Всемирная история в пластилине» — уникальное собрание работ, сделанных более 50 лет назад. Их авторы и создатели — Ростислав Олюнин и Андрей Миллер. Для обоих пластилиновая миниатюра являлась страстью, хобби, которому они посвящали всё свободное от работы время. До сегодняшнего дня сохранились 100 персонажей истории — от неандертальца до генерала Де Голля.

Касательно материала из которого делаются скульптуры — это действительно обычный детский пластилин. Изготовление миниатюр из этого материала напоминает ситуацию, когда китайский мастер корпит над каким-нибудь зёрнышком, покрывая его узорами, или стараясь создать миниатюрный кораблик из бумаги или крыльев бабочки и т.д. Красиво, но, казалось бы, сиюминутно. Ведь это не мрамор и не бронза, не керамика и не фарфор. Но многие работы пережили полвека! А какое количество людей увидело их благодаря энтузиазму создателей музея, даже сложно подсчитать. Так что сиюминутность и, казалось бы, недолговечность пластилина отчасти иллюзорна. Может быть, настоящее искусство должно быть готово стать «сиюминутным»? Как миг… Но воздействие и память останутся на долгое время.

Хочется отметить, что коллекция музея постоянно пополняется новыми работами сына создателя собрания — Сергея Олюнина. Именно на них мы и обратили самое пристальное внимание. В отличии от работ его отца — Ростислава Олюнина — во многом этнографических, являющихся прекрасными иллюстрациями истории костюма — миниатюры Сергея поражают тем, сколь проникновенные образы появляются на свет. Это — прежде всего — русские деятели дореволюционной России и участники Белого движения. Подкупают характеры героев, их психологизм. Скажем сразу, такое воплощение стало возможным не только благодаря непревзойдённому мастерству миниатюриста, но и ввиду огромной начитанности и исторической осведомлённости Сергея. Для воплощения лучших людей России первой половины XX века было прочитано немало мемуаров, отсмотрено максимальное количество иллюстративного материала, изучено множества книг по униформистике. За каждым образом — трагическая история России времён Гражданской войны и человеческая судьба.
Кстати, любовь и интерес к Белому движению не случаен — родственник художника, капитан 1-го ранга Николай Алексеевич Олюнин (1885–1943) воевал на Северном фронте Гражданской войны и командовал бронепоездом «Адмирал Колчак» (хотя, правильнее было бы употребить дореформенное написание, оно более годится для данной эстетики — «Адмиралъ Колчакъ»).

Во втором зале музея история творится из другого, столь же курьёзного материала — марципана. Там шаг за шагом рождается новая коллекция, посвящённая мещанскому быту Москвы рубежа XIX и ХХ веков, которую создатели её определяют для себя как «Москву шмелёвскую».

Сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»,

руководитель музейно-выставочного направления комплекса «Кремль в Измайлово»

 Михаил Тренихин

___________________________