Художник Анатолий Борисов (1933—1969)

Деду, которого не знал, посвящается…

Борисов Анатолий Викторович (1933—1969)

Борисов Анатолий Викторович (1933—1969)

Борисов Анатолий Викторович. График, р. 15. 2. 1933 г. в Кашире (Московская обл.), ум. 13. 11. 1969 г. в Москве.

Учился в ИС (1954–60) у П. И. Суворова, М. М. Черемных, дипломная работа – иллюстрации и оформление книги «Крутые горы» Н. Е. Вирты. Жил в Москве. Участник выставок с 1956 г. (Москва). Автор серий (гуашь): «Сибирь наших дней» (1957), «Кашира» (1958–1959), плакатов «Юбилейный смотр достижений народного хозяйства» (1966–1967). Иллюстрировал книги для Детгиза: «Мальчик с Весёлого» В. А. Бахревского (1961), «Стихи и сказки» Е. Я. Тараховской (1962) и др. Работал также в пром. графике с 1962 г. (рекламные плакаты, каталоги и др.).

КАТАЛОГИ:

Выставка «Молодые художники на Братской ГЭС». М., 1959, с. 8; Девять художественных выставок в Москве. М., 1959, с. 138–139; 8-я Всесоюзная выставка дипломных работ студентов художественных вузов СССР. Выпуск 1960 г. М., 1960, с. 13; Выставка произведений художников Московской области, посвящённая XXIII съезду КПСС. М., 1966, с. 57.

Биобиблиографический словарь: художники народов СССР.

Т. II, М.: Искусство, 1972, с. 35–36

 

В Москве всегда было много художников. Сегодня это огромное число — порядка десяти тысяч. Но как много среди них по-настоящему талантливых? В советское время, 1950-е — 1960-е годы, художников в целом было значительно меньше, талантливых — пожалуй, больше, чем в наши дни. Причём на слуху лишь некоторые, многие неизвестны широкой публике. Приятно делиться наследием, забытыми, или малоизвестными, но добрыми именами.

Что остаётся после художника? Иногда — его творческое наследие. Порой — наследники. Хорошо, если и то, и другое. Увы, рукописи горят. И горят очень хорошо, страдают от потопов, теряются. Собственно, картины и рисунки — это те же рукописи. Но что-то спасти удаётся.

Анатолий Викторович Борисов (1933—1969) был весьма талантливым мастером, прирождённым графиком, не расставался с карандашом. Постоянные зарисовки, наброски на небольших листочках, почеркушки. И целые серии. Увы, не так много его работ дошло до наших дней.

Это связано с тем, что прожил Борисов всего 36 лет. Да ещё пожар, который вспыхнул в Останкино, уничтоживший бесценные рисунки, в доме, где жил художник с женой и дочерью. 1963 год. Вся семья, Анатолий, Галина и годовалая Татьяна были в Ступино. И вот звонок… Вся комната выгорела.

Другой части работ художника, хранящихся в родовом гнезде художника в Кашире, тоже не повезло. Бабушка Анатолия Викторовича, Евдокия Ивановна, почти полностью извела немногочисленную живопись уже умершего к тому времени Борисова. Не стало художника, но в амбаре остались живописные холсты. Увы, вырванные из рам, они были использованы в качестве подстилок (!) на сырых дорожках каширского участка. Маслом вниз, в лужи…

В этой связи кажется насмешкой судьбы сохранившийся крупного формата натюрморт 1956 года, написанный в духе Сезанна. Мало того, что размеры картины составляют 65 х 76 см, так она ещё и оформлена в роскошную дореволюционную фамильную раму, которая некогда служила оформлением чьего-то портрета. Портрет был испорчен, холст прорван. А вместо того, чтобы отреставрировать, его просто выбросили. Оставшаяся рама стала украшением и дополнением к натюрморту Анатолия Борисова — едва ли не единственной сохранившейся его картины, написанной маслом.

Анатолий Борисов учился в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (МГХИ). Обучение длилось в течение шести лет. Уже в это время было сделано множество вполне профессиональных вещей. Учителем по книжной иллюстрации в институте был Борис Александрович Дехтерёв (1908—1993) — главный художник Детгиза. Вёл занятия знаменитый искусствовед Михаил Владимирович Алпатов (1902—1986). Руководителями выпускной работы стали профессор Пётр Иванович Суворов (1901—1968) и ученик К. А. Коровина, народный художник РСФСР, профессор Михаил Михайлович Черемных (1890—1962).

Дипломной работой стал цикл рисунков — иллюстрации и оформление книги «Крутые горы» Николая Вирты (1906—1976). После войны Н. Е. Вирта целиком отдаётся близкой ему крестьянской теме. Роман «Крутые горы» (1956) написан после пятилетнего пребывания писателя в селе Горелое. Интересно, что за работу по оформлению книги Анатолий Борисов получает четвёрку, хотя иллюстрации выполнены безукоризненно и профессионально. Возможно, подвела излишняя «академическая» нотка. Как бы то ни было, имея макет и иллюстрации книги, её можно издать.

Художнику принадлежит несколько графических серий. Виды Москвы 1950-х—1960-х годов. Неизменная Кашира, малая Родина, вдохновлявшая всю жизнь. Солнечный Крым, берега Ялты, усыпанными яхточками, катерами и грузными теплоходами. Горный Алтай (названный в биобиблиографическом словаре серией «Сибирь наших дней») с его суровой красотой. Сельская жизнь Тульской области с запряжёнными в телегу коровами, с кузнями и избами.

Кроме этого рисовал Борисов почтовые марки, конверты, открытки, буклеты, плакаты. Особенно много в 1960-е годы было работ для Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ СССР). В семье сохранились макеты для буклетов и путеводителей по выставке. Интересна минималистская эстетика работ для ВДНХ, по которой практически безошибочно угадывается время. Если посмотреть на обложки и виньетки, на их композицию и цветовое решение сразу становится понятно, что это — шестидесятые. Всё делалось вручную, не было в то время ни персональных компьютеров, ни хитрых программ для обработки изображений и вёрстки книг.

Отдельные вырезанные и наклеенные на основу детали составляли коллаж, который и давался на утверждение заказчику и художественному совету. А совет состоял из целой группы людей, которые норовили «завернуть» проект. Частенько макеты отклонялись. Тем не менее, работа эта приносила Анатолию Викторовичу стабильный и весьма неплохой заработок. На оборотах макетов вместе с печатями художественного совета, утверждающими работу в печать, от руки вписаны суммы за каждый конкретный лист. За маленькую виньетку — пятнадцать рублей, за макет страницы — тридцать рублей, а за обложку и до пятидесяти, что по советским временам было весьма внушительным (ведь зарплата инженера составляла сотню рублей в месяц).

Были оформлены Борисовым и добрые детские книжки: Бахревский В. А. Мальчик с весёлого (М: Детгиз, 1961. 112 с.);  Тараховская Е.Я. Стихи и сказки (два переиздания — М.: Детгиз, 1962. 208 с., М.: Детская литература, 1965. 240 с.).

В большинстве произведений Борисова чувствуется возвышенно-поэтический дух 1960-х годов, тихо, ненавязчиво говорящий о простой жизни. При этом в его работах практически не было героики трудовых будней, характерной для «Сурового стиля». Исключение могут составить разве что алтайские пейзажи, на которых изображены прокладывающие дороги бульдозеры. Но и там большая часть сюжетов посвящена девственной природе.

В целом в деятельности Анатолия Борисова не существовало противоречий и противопоставления между жизнью и искусством. Наоборот, наблюдается взаимопроникновение. Это, кстати, характерно для шестидесятников. Конечно, искусство не преобразило предметный мир, не изменило социальный статус художника, не сделало для него идеальной среды. Но, по-видимому, внешняя идеальность и не была нужна Борисову. В его душе было достаточно гармонии, чтобы созидать. Анатолий Викторович, по воспоминаниям жены художника — Галины Алексеевны Борисовой, имел живой характер, был общительным, легко сходился с людьми.

Он вступил в Союз художников СССР в 1968 году после участия во Всесоюзных, республиканских и многих других выставках, после получения рекомендаций комиссий различных уровней (иначе не брали). Был принят в союз всего за год до смерти…

Он мог бы очень многого добиться, если бы не столь ранний уход. Впрочем, история не знает сослагательного наклонения… Но его наследие говорит само за себя. В этих работах воплотился талант и художественная сила мастера.


Михаил Тренихин

11 июля 2012 года

Нет комментариев на запись “Художник Анатолий Борисов (1933—1969)”

Отправить сообщение

Вы должны быть авторизованы чтобы отправить сообщение