Россия

Коллекция предметов фалеристики Михаила Тренихина, вернуться в оглавление >>>

_________________________________________________

Российская Империя

Россійская Имперія

1721 — 1917

_________________________________________________

Нагрудный Знак окончившего Императорский Российский Университет. 1899—1917. Аверс, реверс

Нагрудный Знак окончившего Императорский Российский Университет. 1899—1917. Аверс, реверс

Академический нагрудный знак окончившего Императорский Российский Университет (для немедицинских факультетов). 1899—1917. 

Размеры знака:

Высота — 60 мм, ширина — 26,7 мм, толщина (в районе центра креста) — 8 мм.

Бронза, горячая эмаль, гильош, винтовое крепление (гайка царского образца, с «ушками»). Позолота утрачена. Накладной эмалевый крест синего цвета и герб Российской империи вверху. Вариант полноразмерного знака частного ювелирного изготовления. Ромбовидный знак уже в советское время ставший стандартом для знаков вручавшихся окончившим высшие учебные заведения. Синий крест — крест святой Татьяны, покровительствующей университетам и студенчеству.

«…23 августа 1884 года при Александре III появился общий устав Императорских российских университетов. На всех факультетах, кроме медицинского, устанавливались две ученые степени — магистра и доктора.

Вскоре было принято положение Комитета министров об установлении особых нагрудных знаков отличия для лиц, удостоенных Императорскими российскими университетами ученых степеней магистра и доктора на следующих факультетах: историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и восточных языков.

30 декабря 1889 года утверждается особый золотой или серебряный позолоченный жетон для окончивших курс Императорских российских университетов. Жетон должен был быть обязательно именным, на его оборотной стороне указывались год окончания курса и фамилия награжденного. 11 июля 1899 года учрежден нагрудный знак для лиц, окончивших курс немедицинских факультетов».

Г. Букатина, старший научный сотрудник отдела нумизматики Государственного исторического музея. Журнал «Наука и жизнь», 2005, №3.

Свой классический вид академический знак получил 11 июля 1899 года, когда были окончательно регламентированы оформление знака и правила его ношения: гражданские лица носили академические знаки на правой стороне груди, все остальные – слева. Право ношения нагрудных знаков об окончании императорских университетов распространялось на выпускников Московского, Санкт-Петербургского, Варшавского, Казанского, Харьковского, Юрьевского (нынешний Тартусский), Киевского св. Владимира, Новороссийского (г. Одесса) университетов – для всех них нагрудные знаки были одинаковыми для немедицинских факультетов; знак выпускника медицинских факультетов университетов несколько отличался.

Академический нагрудный знак императорских университетов для немедицинских факультетов представлял собой вытянутый по вертикали прорезной металлический ромб (золотой либо серебряный, либо бронзовый позолоченный – в зависимости от финансовых возможностей награждаемого), покрытый белой эмалью, с наложенным на него покрытым синей эмалью крестом и увенчанный позолоченным изображением российского орла, чуть ниже которого находился лавровый венок. Нагрудный знак изготавливался, как правило, из серебра монетными дворами или ювелирными мастерскими, размер его составлял 50-65 мм., крепление – на винте. Собственно к нагрудному знаку также могла быть дополнительно изготовлена из серебра или меди уменьшенная копия для ношения на лацкане сюртука или фрака – т.н. «фрачник», его размеры, как правило, не превышали 30 мм, крепление – на винте или булавке.

Нагрудный Знак окончившего Императорский Российский Университет. 1899—1917. Детали, вид сбоку

Нагрудный Знак окончившего Императорский Российский Университет. 1899—1917. Детали, вид сбоку

В 1900 году в Российской Империи было 11 университетов с 16,5 тыс. студентов, в то время как в Германии — 20 университетов и 32 тыс. студентов, во Франции — 15 университетов и 26,5 тыс., в Италии 17 университетов и 22,7 тыс., в Австро-Венгрии — 11 университетов и 23 тыс. и т.д.

  1. Вильнюс (с 1579 г.)
  2. Тарту (с 1632 г.)
  3. Москва (с 1755 г.)
  4. Казань (1804г)
  5. Харьков (1804г)
  6. Варшава (1817)
  7. Санкт-Петербург (1819)
  8. Киев (1833)
  9. Одесса (1865)
  10. Томск (1888)
  11. Хельсинки (1640)

_________________________________________________

Академический нагрудный знак окончившего Императорский Российский Университет (для немедицинских факультетов). Серебро. 1899—1917.

Академический нагрудный знак окончившего Императорский Российский Университет (для немедицинских факультетов). Серебро. 1899—1917.

Академический нагрудный знак окончившего Императорский Российский Университет (для немедицинских факультетов). 1899—1917. 

Размеры знака:

Высота — 65 мм, ширина — 33 мм.

Серебро (84 проба), позолота, горячая эмаль, гильош, винтовое крепление (гайка царского образца, с «ушками»). Клейма: 84 проба «девушка в кокошнике» и именник «АВ». Вариант полноразмерного знака частного ювелирного изготовления. Тончайшая проработка малого государственного герба Российской Империи — двуглавого орда с гербами на крыльях. Ромбовидный знак уже в советское время ставший стандартом для знаков вручавшихся окончившим высшие учебные заведения. Синий крест — крест святой Татьяны, покровительствующей университетам и студенчеству.

_________________________________________________

Российская Империя. Георгиевский крест IV степени № 540 180. 1916 год. Колодка царского образца новодельная, лента и промзвено оригинальные

Российская Империя. Георгиевский крест IV степени № 540 180. 1916 год. Колодка царского образца новодельная, лента и промзвено оригинальные

Георгиевский крест IV степени № 540 180. 1916 год. Подлинное промзвено (серебряное, как и сам крест) и подлинная шёлковая муаровая лента. Санкт-Петербургский монетный двор.

Размеры креста:

Высота с ушком — 41 мм, ширина 34,5 мм, толщина (в районе медальона) — 3 мм. Длина ленты — 150 мм, ширина — 27 мм. Ширина полосок по 5 мм.

Крест оформлен на колодку — новодел, но царского образца (пропорции иные, нежели на советских и современных российских колодках). Кстати, в «наградной комплект» колодки не входили и покупались отдельно самим кавалером. Большое количество носилось во время Первой Мировой просто на лентах или самодельных колодках.

Награждён этим крестом Зарубин Пётр Евгеньевич — рядовой 87-го пехотного Нейшлотского полка. Награждён от Имени Государя Императора, Его Императорским Высочеством Великим Князем Георгием Михайловичем за отличие в бою 8 марта 1916 года.

То была Нарочская операция — наступление русских войск на Восточном фронте Первой Мировой войны в марте 1916 года в районе озера Нарочь (сейчас — Минская область Белоруссии) — первая попытка освобождения территории Белоруссии от германских оккупантов.

(Источник: Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914—1922 гг. IV степень. №№ 500 001 — 600 000. М., «Духовная Нива», 2013. — 1024 с. ISBN 978-5-87785-066-8).

_________________________________________________

Российская Империя. Жетон (брелок для карманных часов ) бойца Чехословацкого корпуса

Российская Империя. Жетон (брелок для карманных часов ) бойца Чехословацкого корпуса

Жетон (брелок для карманных часов (?)) бойца Чехословацкого корпуса.

Частная ювелирная работа. Монеты Российской империи номиналом 15 копеек 1914 года, 20 копеек 1916 года. Пластина в форме французского щита с гербами Богемии, Моравии, Силезии и Словакии. На обороте – инициалы владельца «JK».
Серебро. Пайка, гравировка. Цепочка — новодел.

Размеры подвески:

Высота щита с ушком — 31 мм, ширина 22 мм, толщина — 1 мм. Диаметр 22 и 20 мм.

Чехословацкий корпус — формирование (национальное добровольческое воинское соединение, стрелковый корпус), сформированное в составе российской армии осенью 1917 года, в основном из пленных чехов и словаков — бывших военнослужащих австро-венгерской армии, выразивших желание участвовать в войне против Германии и Австро-Венгрии. С декабря 1917 года на основании декрета французского правительства об организации автономной Чехословацкой армии во Франции Чехословацкий корпус в России был формально подчинён французскому командованию.Весной — летом 1918 года он оказался втянут в военные действия против Советской власти.

См. также Чехословацкий Военный крест 1918 года и Чехословацкую революционную медаль >>>

_________________________________________________

Гражданская война в России

1917—1922

_________________________________________________

«Знак отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода». Современная реплика награды времён гражданской войны, учрежденной в августе 1918 года приказом главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России генерал-лейтенантом А. И. Деникиным. Реплика производства А. Чичикалова (Москва). Вариант 4 (цельный).

Знак отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода (1918). Современная реплика производства А. Чичикалова (Москва). Вариант 4 (цельный).

«Знак отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода» №1135, Современная реплика производства Александра Чичикалова (Москва). Вариант 4.

Размеры знака:

Высота с ушком — 34 мм, диаметр — 31 мм, длина меча — 49,5 мм, толщина 2 мм. Ширина ленты — 24 мм (советского и российского образца).

Латунь, литьё, серебрение. Меч и венок — единое целое. Штифт и пластина припаяны. Лента имеет следы состаривания.

Классификация приведена согласно материалам Александра Рудиченко.

Знак был учрежден во время Гражданской войны, в августе 1918 года Приказом №499 главнокомандующего Добровольческой армии Генерального штаба генерал-лейтенантом А.И. Деникиным в память беспримерного Первого Кубанского (Ледяного) похода Добровольческой армии для всех участников похода.

Описание знака: Терновый венок оксидированного серебра, 30 мм в диаметре, пересеченный снизу слева — вверх направо серебряным мечом, рукоятью вниз, 50 мм. длиною. Оборотная сторона гладкая, с набитым порядковым номером награжденного.

Для всех чинов, состоявших в строю и принимавших участие в боях с большевиками — лента, на которой носится знак, георгиевская, с круглой розеткой национальных цветов (бело-сине-красная).

Для нестроевых и гражданских чинов, участия в боях не принимавших, — лента ордена св. Владимира (красная с двумя черными полосами) и с такою же розеткой национальных цветов. Знак отличия Первого Кубанского похода носился на груди левее всех степеней Георгиевского креста и Георгиевской медали и правее всех прочих знаков отличия и медалей.

«Знак отличия 1-го Кубанского похода установлен для награждения действительных участников похода в воздаяние их воинской доблести, отменного мужества и понесенных беспримерных трудов и лишений. Между тем, этот знак отличия стали самовольно носить лица, заведомо не бывшие в походе, а некоторые даже переделывают его в виде жетонов, брошек и т.п. Явление это недопустимо. Приказываю подлежащим начальствующим лицам и особенно комендантам городов принять самые действительные меры к прекращению подобного явления…»

Приказ №2253 Главнокомандующего ВСЮР от 9 сентября 1919 г.

Первый Кубанский поход («Ледяной» поход)
(9 [22] февраля — 30 апреля [13 мая] 1918 года) — первый поход Добровольческой армии на Кубань — её движение с боями от Ростова-на-Дону к Екатеринодару и обратно на Дон (в станицы Егорлыцкая и Мечетинская) во время Гражданской войны. Этот поход стал первым армейским манёвром находящейся в стадии формирования Добровольческой армии под командованием генералов Л. Г. Корнилова, М. В. Алексеева, а после гибели первого — А. И. Деникина. Основной целью похода было соединение Добровольческой армии с кубанскими белыми отрядами, которые, как выяснилось уже после начала похода, оставили Екатеринодар.

Участникам боевых действий выдавался знак на Георгиевской ленте, для тех, кто непосредственного участия в боях не принимал — на Владимирской ленте. Знак представляет собой терновый венец, изготовленный из серебра, пересеченный мечом рукоятью вниз (в отличие от знака отличия Военного ордена «За Великий Сибирский поход», меч на котором был из золота). На обратной стороне имелся порядковый номер знака. Право на награждение знаком имели все участники похода.

Знаком под № 1 посмертно был награждён Л. Г. Корнилов. Всего в конце 1918 года на Юге России по заказу командования ВСЮР было единовременно изготовлено 5 000 знаков.

Из изготовленных 5000 знаков:
- около 3500 было выдано еще до ухода Русской армии из Крыма;
- около 500 затонуло в Чёрном море при переходе в Галлиполи;
- около 600 было выдано с 1921 по 1930 году (в основном взамен утерянных);
- 270 знаков было утоплено в Дунае в 1944 году во время эвакуации Главного правления Союза участников 1-го Кубанского похода из Белграда перед его занятием Красной армией;
- 130 было выдано с 1930 по 1948 г. (в основном взамен утерянных).
Это сведения секретаря Союза первопоходников К. Николаева, который в конце 1940-х подвел итоги выдачи знаков.
После этого знаки не выдавались; тем, у кого была потребность получить знак, выдавали только удостоверение с номером знака свыше 5000.

Проект (как сказали бы сегодня 5 вариантов дизайн-макета) «Знака отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода». Чертил Генерального штаба полковник Николаев Константин Николаевич. 1918

Проект (как сказали бы сегодня 5 вариантов дизайн-макета) «Знака отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода». Чертил Генерального штаба полковник Николаев Константин Николаевич. 1918

Проекты Знака отличия 1-го Кубанского похода, представленные Главнокомандующему Вооруженными силами на Юге России генералу Деникину. Чертил Генерального штаба подполковник К.Н. Николаев. Размеры 152×228 мм.

Николаев Константин Николаевич (16.9.1882–14.5.1963, Виллах, Австрия), полковник Генерального штаба. Офицер (1912 г.). Участник Первой мировой войны 1914–1918 гг., капитан 148-го пехотного Каспийского Е.И.В. Великой Княжны Анастасии Николаевны полка. Участник Гражданской войны, в Добровольческой армии. Участник 1-го Кубанского (Ледяного) похода в пулеметной команде 1-го Кубанского стрелкового полка. Подполковник. В эмиграции в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (с 3.10.1929 г. — Королевство Югославия). Окончил курсы Генерального штаба в Белграде. Председатель Союза инвалидов, с 1924 г. в течение 20 лет секретарь Главного правления Союза Первопоходников. Служил в Русском Корпусе. Полковник. После 1945 г. в Австрии. В 1948 г. редактор газеты «На рубеже» в лагере Келлерберг. В 1948–1962 гг. редактор «Информационных листов» в Виллахе, председатель Союза Первопоходников и председатель Русского Народного Ополчения в Австрии. Печатал в журнале «Часовой» статьи на исторические темы. Сочинения: Генерал Корнилов (Австрия, 1948); Генерал Алексеев (Австрия, 1948).

_________________________________________________

Церковные предметы

Малая пластика

_________________________________________________

Российская Империя. Жетон-образок «Святой Преподобный Серафим Саровский Чудотворец». Начало XX века, предположительно 1903 год

Российская Империя. Жетон-образок «Святой Преподобный Серафим Саровский Чудотворец». Начало XX века, предположительно 1903 год

Жетон-образок «Святой Преподобный Серафим Саровский Чудотворец». Начало XX века, предположительно 1903 год. 

Размеры жетона:

Высота с ушком — 38,5 мм, высота — 31,5 мм, ширина — 26 мм, толщина — 1,2 мм.

Бронза.

Аверс: Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках — Машнин; 1754 (или 1759) — 1833) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых.

Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор и храм св. Серафима Саровского. Фото 1904 года

Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор и храм св. Серафима Саровского. Фото 1904 года

Интересна иконография изображения Серафима Саровского — икона преподобного написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

Реверс: Надпись «Вид собора, где почивают мощи Преподобного Серафима Саровского». В центре изображён храм св. Серафима Саровского 1897 года (последняя постройка архитектора Александра Степановича Каминского, 1829—1897) в Свято-Успенской Саровской пустыни; город Саров на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров — часть Нижегородской области).
Храм построен над кельей Серафима Саровского. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. 

_________________________________________________

* Следующий артефакт — дар Алексея Сидельникова — медно литой аналойный крест — не является предметом изучения фалеристики, но ввиду его единичности в собрании, мы решили поместить его в раздел фалеристики Российской Империи, как предмет малой пластики.

Крест аналойный «Распятие с предстоящими и избранными праздниками». Российская Империя, Московская губерния (Гуслицы). Конец XIX века

Крест аналойный «Распятие с предстоящими и избранными праздниками». Российская Империя, Московская губерния (Гуслицы). Конец XIX века

Крест аналойный: Распятие с предстоящими и избранными праздниками.  Российская Империя,  Московская губерния (Гуслицы?); конец XIX в.

Размеры креста:

Высота — 185 мм, ширина 104 мм, толщина — 3 мм.

Тип литья, бывший в употреблении старообрядцев-поповцев.

Сохранность: хорошая. Небольшие механические повреждения в нижней части креста на лицевой стороне, небольшие потёртости рельефа, редко – патина.
Описание:
Центральная часть общей композиции – крест с Распятием и орудиями страстей. Над главой Христа титла «IНЦИ» («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), слева и справа титлы «IC» / «ХС», по периметру вокруг центральной перекладины Распятия текст песни «РАСПѦТIЕ ГДА / НШГО IСА ХРTА» («Распятие Господа нашего Иисуса Христа»), «КРТВО – ЕМУ ПОКЛОНѦЕМС / Ѧ ВЛАдКО И СТОЕ ВОСКРНIЕ / ТВОЕ СЛВМ» («Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое Твое Воскресение прославляем»). Под стопами Спасителя титлы: «М Л / Р Б / Г А» («место лобное», «распят/рай бысть», «глава Адама»). Под условным изображением Голгофы повторяются титлы «Г А». в верхней части креста, над Распятием изображён Саваоф на облаках, руки сложены в благословляющий жест. Ниже под образом Саваофа – два ангела (с левой и с правой стороны верхней перекладины соответственно), закрывающие свои лики гиматиями (по В.С. Кутковому – к.ф.н., иконолог, «О некоторых особенностях иконографии Распятия»), между ними – Дух Святой в виде голубя в круге, символизирующем сияние Славы. Таким образом, в данном изводе присутствует символика иконографии Богоявления или Крещения Господня. В таком случае, гиматии в руках ангелов одновременно являются покровами, которые ангелы держат, как восприемники от крестильной купели. Такое же наличие образов встречается и в иконографии Рождества Христова. Как в момент Рождества и Крещения Господня, при смерти Христа на Кресте миру открылось, что Иисус есть Христос Сын Бога. Вместе с этим, такая иконография изображает Бога в его полноте – Троицу: одновременно присутствуют Саваоф – Бог Отец, Дух Святой «в виде голубине» (Тропарь Крещения Господня) и Христос Сын Божий – на Распятии. В клеймах «полотенцах» изображены: Богородица и Мария Магдалина – слева от Распятия (титлы: «МР θУ, СТАѦ МАРIѦ»), Иоанн Богослов и Лонгин сотник – справа (титлы: «СТЫ IώНА, СТЫ ЛОГIН»). Слева и справа от центральной перекладины Распятия – поясные изображения архангелов Михаила (слева; титла «МIХАIЛА») и Гавриила (справа; титла неразборчива) в клеймах. По контуру креста идёт орнамент в виде жгутиков. Вокруг навершия креста в квадратных клеймах изображены пять праздников в традиционной иконографии. Праздники читаются слева направо, в порядке их следования по церковному календарю:

  1. Сретение Господне (в центре, на Престоле титлы: «ЦРЬ СЛАВ» («Царь Славы»))
  2. Вход Господень в Иерусалим
  3. Сошествие во ад (Воскресение Господне / Пасха)
  4. Вознесение Господне
  5. Пресвятая Троица

Титлы в названиях праздников неразборчивы. В навершии общей композиции – четыре херувима на штифтах (в старообрядческой иконографии поповцев – символ священства).

На обороте: в верхней части креста – ушко для подвешивания. В центральной части, под ушком – текст светильна Кресту: «КРТЪ ХРАНИ / ТЕЛЬ ВСЕИ ВЕЛѢННЕИ КРТ / КРАСОТА ЦЕРКОВНАѦ КРТЪ  / ЦРЕМЪ ДЕРЖАВА КРТЪ / ВЕРНЫМЪ  ОУ / ТВЕРЖЕНИЕ КРТЪ АГГЛО / МЪ СЛАВА КРТЪ БЕСОМЪ / ѦЗВА» («Крест — Хранитель Всей Вселенной, Крест — Красота Церковная, Крест — Царей Держава, Крест — Верным Утверждение, Крест — Ангелам Слава, Крест — бесам язва»).

В целом, данная иконография представляет собой всю полноту Церкви Христовой (присутствие всех основных символов, праздников и святых) и по сути является своеобразным малым домашним иконостасом старообрядцев-поповцев, в центре которого главный христианский образ – Распятие – крестная смерть Христа, через которую был искуплен грех Адама, и человеку открылся путь спасения.

Особенности изготовления: спайка из 14 элементов. На Распятии и «полотенцах» вмятины с обратной стороны рельефа. На обороте следы напильника и неровности от формовки. Основой композиции, вероятно, является наперсный крест.

Атрибуцию предмета выполнила культуролог Наталья Михайлова

_________________________________________________

Коллекция предметов фалеристики Михаила Тренихина, вернуться в оглавление >>>