Московские коммуналки. Трагикомедия общественного быта

Предлагаем вашему вниманию статью Ольги Георгиевны Ким и Анны Евгеньевны Завьяловой «Московские коммуналки», опубликованную в журнале «Архитектура. Строительство. Дизайн» № 2 (39) 2005. С любезного разрешения авторов мы публикуем статью на нашем сайте. Иллюстрации к данному материалу мы подобрали на свой вкус.

Московские коммуналки

На Московском Международном художественном салоне «Среда обитания» была представлена серия фотографий под общим названием «Московские коммуналки» из архива специализированной историко-архитектурной мастерской № 17 Моспроекта-2 им. М. В. Посохина (фотографы Я. Колонин, Ю. Пальмин, Э. Садаш, Б. Томбак, Г. Топоров, А. Черников, А. Шульгин; кураторы проекта О. Ким, Е. Грибоносова-Гребнева, Е. Осотина). Об этом интересном проекте рассказывает сотрудник мастерской искусствовед Ольга Ким и кандидат искусствоведения Анна Завьялова.

Коммунальная квартира («коммуналка») — (в СССР) квартира, находящаяся в государственной собственности, заселяемая государственными органами в соответствии с нормативами жилой площади, положенной на одного человека, независимо от семейного статуса жильцов и конфигурации квартиры. Как правило, в коммунальной квартире живёт несколько семей или отдельных людей. Каждая семья или отдельный человек занимают одну или несколько комнат, вместе пользуются «местами общего пользования», к которым, как правило, относятся общие ванная, туалет и кухня, а также коридор и прихожая.

О. Ким

Трансформация дореволюционного жилого интерьера в советское время

Фотографии, представленные в проекте «Московские коммуналки», были сделаны в конце 1980-х в дореволюционных доходных домах, приспособленных в советское время под коммунальное жилье. Особенно интересны снимки роскошных старых квартир, на продуманные парадные интерьеры которых наложился быт советского времени.

Основные помещения дорогих дореволюционных квартир, как правило, обладали высокими художественными достоинствами. Все их элементы: архитектурный декор, мебель, картины и безделушки – рассматривались как произведения искусства. В фотографиях этот старый, традиционный интерьер представлен как бы в разобранном виде – архитектурный декор сам по себе, старая мебель сама по себе, где-то сохранились статуэтки и картины, а где-то великолепная люстра висит отдельно от лепной розетки. Однако мысленно восстановить прежний облик нетрудно.

На этом фоне наглядно проявляются характерные черты интерьера собственно советского периода.

Прежде всего сохранилось традиционное разделение квартиры на чистую жилую и черную хозяйственную зоны. Если жилые комнаты более-менее благоустроены, то вид кухонь и прочих вспомогательных помещений подчас внушает ужас. Декларации о «новом быте» и облагораживании домашнего труда звучали на протяжении всей советской эпохи, однако они имели мало общего с реальным жизненным укладом. Сейчас, когда уже стало привычным восприятие кухни как одного из основных помещений квартиры, традиционализм советского интерьера в этом отношении особенно бросается в глаза.

Не менее архаичным выглядят и многие приемы оформления жилых помещений. Привлекает внимание обилие тканых вещей — всевозможных покрывал, салфеток, занавесок. Идея «покрова» имеет глубокие корни, в стремлении накрыть все более-менее ценные предметы обстановки присутствуют не только утилитарные причины, но и сложный культурный подтекст. Любопытно, что этот прием распространился и на такие совершенно новые предметы быта, как холодильники, телевизоры и радиоприемники. При этом учитывалось, что для греющихся в процессе работы электроприборов подобные покровы просто вредны.

Характерна также замена некоторых элементов старого интерьера упрощенными аналогами. На стенах вместо картин висят календари и просто вырезанные откуда-то красивые картинки. Место массивных накаминных часов заняли простенькие будильники. Еще более яркий пример – многочисленные мелкие фигурки и игрушки, выставленные на всеобщее обозрение. Это не произведения декоративно-прикладного искусства, которыми были полны дореволюционные квартиры, и даже не резные послевоенные «слоники», а просто штамповка из резины или пластмассы. Вряд ли кто-то искал в них какие-либо художественные достоинства. Эти вещи просто служили «эрзацем», занимали место в традиционной схеме, смысл которой был утрачен. Забвение исходного смысла вещи особенно ярко проявляется в отношении культовых предметов. Традиционный интерьер предполагал выделение для них особой, сакральной, зоны – в советское время они могли использоваться как обычное украшение.

Отраженная в фотографиях картина трансформации реального жилого интерьера в советскую эпоху выглядит весьма удручающе: отсутствие новых идей, консервация традиционной схемы при забвении ее содержания, замена утраченных артефактов убогими аналогами. Стремление к преодолению этой деградации стало одним из стимулов развития дизайна жилого интерьера в нашей стране.

А. Завьялова

Трагикомедия обобществленного быта

Коммуналки, уродливое и противоестественное, но неотъемлемое от советской (а теперь и российской) действительности явление, не раз привлекали внимание людей творчества. Писатели, художники, кинорежиссеры давали ему самые разнообразные интерпретации – от сатиры Ильфа и Петрова до лирики фильма Михаила Козакова «Покровские ворота». Казалось бы, что нового можно найти в этой трагикомической теме обобществленного быта, даже предметная среда которой получила непосредственное отображение в картинах-объектах Михаила Рогинского?

В отличие от этих и многих других прецедентов творческого обращения к тематике коммунальных квартир, фотографии, возникшие из недр Моспроекта, абсолютно нейтральны по сюжету. Это часть рабочего материала архитектурных обследований московской исторической застройки, включая бывшие доходные и даже ночлежные дома. Благодаря любезности жильцов архитекторы и фотографы смогли отснять в квартирах сохранившиеся детали внутреннего убранства и планировку. Предметы быта попадали в объектив случайно, только если они оказывались в непосредственной близости от фрагментов декора. Но впоследствии на снимках обнаружились совершенно фантасмагоричные ансамбли, возникновение которых лишено всякой эстетической обоснованности.

В то же время присутствие, а в рамках серии и преобладание даже самых непрезентабельных архитектурных мотивов спасает эти ансамбли от бытовой интерпретации. Поэтому и проводка поверх потолочной розетки, и магнитофон на рокайльном камине, и кухонные натюрморты воспринимаются как равноправные участники сюрреалистического и одновременно совершенно реального действия наряду с полуразрушенной архитектурой. Лепной декор интерьеров и фасадов, перспективы арок и подъездов, линии окон (вместе с мастерской композицией каждого снимка) утверждают потаенную, почти незаконную жизнь красоты, которая, как маленький живой кустик в трещинах штукатурки (такая фотография есть в серии), притаилась среди разгрома и мусора.

Лирическое звучание фотографий сродни живописным фантазиям на тему старой Москвы Владимира Брайнина. Как и его городские пейзажи, снимки топографически обезличены, поскольку адреса отснятых зданий не сохранились и восстановить их можно только приблизительно. Но этого и не нужно, потому что банальное узнавание «у нас тоже была такая комната» уступило здесь место лирическим ассоциациям и воспоминаниям, а они наводят на размышления не столько о прошлом, сколько о будущем во всем его многообразии.

 __________________________________________

Уважаемые Анна Евгеньевна и Ольга Георгиевна!

Благодарим вас за предоставленный материал и помощь сайту «Московские древности» в сохранении прошлого нашего города!

 __________________________________________

Дорогие друзья, если у Вас есть интересные фотографии московских коммуналок, в особенности запечатлевших интерьеры доходных домов XIX — начала XX веков, присылайте их нам на почту info@mosantico.ru