О предпосылках и истории создания общества

Логотип историко-культурного общества «Московские древности»Москва – город старый, город смешения времён и стилей. Светское мешается здесь с церковным, ветхие переулки переходят в крепкие добротные улицы, а те, в свою очередь – в оживленные проспекты. В центре города стоят нестройными рядами, живут, тянутся к небу, толкаются с небоскрёбами добротные постройки периода XIX – начала XX века, а кое-где и XV – XVIII столетий. Старина московских особняков, усадеб, доходных домов, храмов и колоколенок где-то борется, где-то мирится с дерзостью современных строений, но позиций не сдаёт. За нею – сила многовековой истории. Истории, на протяжении которой Москва шла рука об руку с Русской Православной Церковью.

Великий град Москов всегда стоял особняком, всегда вызывал колоссальный интерес у историков, писателей, философов, поэтов. Дореволюционная и послевоенная эпохи породили необозримую литературу о Москве, притом литературу очень высокого качества. Между тем, в 1990-х годах интерес к ее истории заметно уменьшился.

Одна из причин – та постоянная натянутость, то непрерывное противостояние, которые ощущаются между Москвой и провинцией. Нередко провинция смешивает сам город, а также подавляющую часть его жителей – честных людей, творцов, тружеников, – с той частью политической элиты, корыстолюбие и бескультурье которых заметила и почувствовала на себе вся страна. Другая причина кроется в той ситуации, которая создалась после развала Советского Союза. Пока страна перестраивалась на новый лад, меняла советские одежды на западные, равнодушие накрыло сердца горожан. Корень этой причины кроется в повседневном быту горожанина. В суетных 1990-х погружаться в изучение родной старины, в том числе старины московской, было крайне трудно: подавляющему большинству гуманитариев в столице приходилось каждый день думать о выживании, а не о развитии. Человек, который занят сразу на нескольких работах, вряд ли пойдет с путеводителем в руках гулять по улицам города, рассматривать здания, знакомиться с биографией их владельцев.

С рубежа веков ситуация стала постепенно изменяться. На протяжении последнего десятилетия фактически сложилось две Москвы. Первая из них – неадекватно богатая и полностью лишенная корней в русской культуре. К благородной московской старине она относится либо с презрением, либо – в лучшем случае! – с равнодушием. Зато вторая, пусть и не столь «финансово одаренная», зато укорененная в русской христианской почве, готова приложить все усилия, чтобы история, культура и благочестие столицы вновь стали ценностью в глазах широких общественных слоев. Трудами этой «второй Москвы» начинается ренессанс Великого города. Благодаря действиям малочисленных, разнородных групп, действующих пока еще хаотично, по наитию, разрозненно, – зато с добрыми чувствами и чистой совестью, – интерес образованного класса к московской старине вновь усилился.

Период досадного невнимания к Москве, таким образом, почти уже завершился. На смену ему приходит новая волна интереса к московской истории. Волна, в которой участвуют как закаленные 1990-ми годами ученые, писатели, поэты, так и люди молодые, главным образом студенты и аспиранты разных вузов. На гребне волны возникают новые объединения, ставящие себе целью приобщиться к истории и культуре города, его жителей. Одно из таких объединений – общество «Московские древности».

«Московские древности» появились в декабре 2009 года. Они объединили студентов и преподавателей разных московских вузов: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Исторический факультет), Государственная академия славянской культуры (ГАСК), Московский архитектурный институт (МАрхИ), Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (МГАХИ им. В. И. Сурикова), Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), Московский педагогический государственный университет (МПГУ, бывший МГПИ им. В. И. Ленина), Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН, бывший ГУГН). «Московские древности» стали логическим продолжением другого проекта – «Монастырских прогулок», задуманного как ряд походов по московским обителям. В ходе этих походов одни их участники отрабатывали экскурсоводческие навыки, другие – наслаждались просвещением-light в приятной компании.

После проведения нескольких прогулок пришло желание, во-первых, более углубленно заняться изучением истории родного города, а во-вторых, обеспечить всем «монастырщикам» возможность активного участия в проведении встречи. Желание это было реализовано в рамках нового проекта. В отличие от «прогулок», «Московские древности» – это регулярные семинары, проходящие в помещении и ставящие перед собой более широкий круг задач.

Однако, и прогулки, как альтернативный вариант встреч, не были забыты.

Итак, О нас

Нет комментариев на запись “О предпосылках и истории создания общества”

Отправить сообщение

Вы должны быть авторизованы чтобы отправить сообщение