Фарфоровый сервиз «Грузинский дневник 2015» Михаила Тренихина

«Грузинский дневник-2015» — сервиз кофейный на шесть персон. Автор росписи Михаил Тренихин, автор формы «Юлия» Михаил Сорокин. На кофейнике изображён Святой Георгий, монумент на площади Свободы (скульптор – Зураб Церетели. 2006) в Тбилиси. Костяной фарфор, надглазурное декорирование, золото. ИФЗ. 2015. Тираж 50 экз.

«Грузинский дневник-2015» — сервиз кофейный на шесть персон. Автор росписи Михаил М. Тренихин. Костяной фарфор, надглазурное декорирование, золото. ИФЗ. 2015. Тираж 50 экз.

______________________________

Императорский фарфоровый завод в рамках «Года Литературы» выпустил новую лимитированную серию фарфора с графикой Михаила Тренихина — кофейный сервиз «Грузинский дневник 2015».

______________________________

Искусствовед, художник и сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности» Михаил М. Тренихин уже не в первый раз успешно сотрудничает с ИФЗ. Так первая коллекция фарфора была выпущена в 2014 году и номерные сервизы были распроданы за очень короткое время. Тогда их было 30 штук. В этот раз коммерческой дирекцией Императорского фарфора было предложено выпустить «Грузинский дневник» тиражом 50 экземпляров (каждый кофейник пронумерован). Сервиз выполнен на форме «Юлия» из тонкостенного костяного фарфора. В продажу коллекция поступила в первые дни лета 2015 года.

Книжная графика трансформировалась в литературный фарфор. Можно сказать, что это творческий опыт от путешествий и осмысления грузинской и русской культуры. Иногда путешествия и размышления приводят и к художественному фарфору. 

Учитывая успех прошлой серии, Михаил М. Тренихин как автор одноимённой графической серии и дизайнер сервиза предложил новый вариант оформления — использование стихов и дневниковых записей о посещении Грузии поэтами и писателями Золотого и Серебряного веков русской литературы, среди них: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, П.П. Зубов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, О.Э. Мандельштам, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, М. Горький, Н.С. Гумилёв.

Обязательно хочется сказать, что соединить графику серии «Грузинский дневник» с впечатлениями от посещения Закавказья великими мастерами пера русской литературы ещё в 2011—2012 годах предложил автору профессор МГИМО (У) МИД, координатор межвузовской программы «Духовные основы мирового сообщества» — Владимир Сергеевич Глаголев. В тот момент это показалось преждевременным. Тогда графика существовала только на бумаге и не было и мыслей о том, что она может воплотиться в художественном фарфоре. Но именно так и произошло.

Кстати, строки классиков были от руки написаны на бумаге «раскройкам» фарфоровых форм супругой художника — Ланой Думбадзе, представителем гурийской княжеской ветви (троюродным дедом Ланы является известный советский грузинский писатель Нодар Владимирович Думбадзе (1928—1984)).

Православная Грузия всегда являлась сакральным пространством для русской культуры, во многом шло взаимное обогащение. И сегодня, несмотря на политическую составляющую, ситуация не меняется. Многие молодые люди с интересом и восторгом посещают Грузию, набираясь массой положительных впечатлений от её истории, природы и, конечно, людей. Такова плодотворная межкультурная коммуникация.

______________________________

____________________________________________________________

И. Е. Светлов / Профессор Московского художественного института имени В. И. Сурикова, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Почётный академик Российской академии художеств

Приближение Грузии
О графической серии «Грузинский дневник» Михаила Тренихина

Доктор искусствоведения, профессор, Почётный член РАХ Светлов Игорь Евгеньевич

Доктор искусствоведения, профессор, Почётный член Российской Академии художеств Светлов Игорь Евгеньевич

Очень непросто создать свой образ края, который ты только начинаешь узнавать. Вдумчивым и бережным должно быть прикосновение художника к далеким для россиянина пейзажам, обычаям, истории, чтобы его искренняя привязанность не превратилась в бездумный туристический репортаж. Сегодня, в разных ракурсах видится страна, притягательная для поколений наших людей. Но вновь ощущается воплощенный в грузинских танцах и пении, неповторимом облике Тбилиси, очертаниях гор и изысканной гармонии монастырей, романтический призыв. Духовный экзотизм Грузии вошёл в мир наших мечтаний и переживаний, независимо от колебаний политической температуры, став воспитанием возвышенного отношения к жизни. А грустная меланхолия и тонкий юмор грузинских фильмов и живописи Пиросмани расцветили живыми оттенками непредугаданный маршрут человеческого бытия.

Как видит Грузию молодой московский художник, начинающий свой путь? Что подчеркивает он в своих графических работах? Какие мотивы выбирает? Как связывается у него своеобразие графических техник с визуальными впечатлениями? Конечно, рисунок или гравюра – это не фильм и не оркестр, но и у них есть свои качества – возможность охватить целое, соответственно укрупняя и напротив, уменьшая масштаб изображения, обозначить ритмические сходства и контрасты, выразительно сравнить между собой разные фактуры… В лучших графических листах Михаила Тренихина, посвятившего Грузии альбом своих путевых работ, эти качества присутствуют. Сохраняя верность наблюдениям, накопленным на протяжении трёх поездок в республику в 2011–2013 годах, он не раз приходит к обобщениям, отражающим национальную неповторимость редкого по красоте края.

Тренихин избегает жанровых сцен, мобилизуя внимание зрителя на разнообразном пейзаже, облике городов, на известных памятниках архитектуры и пластики, а иногда – на сопровождавших историю Грузии гербах и знаках. Человеческий план отсутствует – то ли потому, что молодой художник, пока, мало о нём осведомлён, то ли потому, что в настоящее время ему оказалось особенно близко пейзажное мышление. Наиболее привлекательны для молодого графика виды гор, горные цепи и панорамы. Однако он чаще всего избегает преувеличений, высотных акцентов, способных вызвать шок у зрителя. В горных видах его интригуют отношения планов, различие между склонами, покрытыми растительностью и уподобленным мрачновато-аскетичным скалам. Ему хочется почувствовать скрытую и прорывающуюся наружу жизнь гор, в которой независимость от человека сменяется его своеобразным приглашением. Предпринимаются попытки сформулировать своё индивидуальное видение вписанных в горный или холмистый пейзаж грузинских монастырей. Ещё предстоит вникнуть в их декоративность и просветленную гармонию. Но известный шаг уже сделан – ищутся отношения этой архитектуры со средой, человеком, национальной культурой.

Талантливо используя отношения чёрного и белого, решаясь на экспрессивные акценты, художник передаёт динамику городского пейзажа – повороты улиц, монолитность стоящих рядом домов, живописность возвышающихся вдали башен. Его талант в этом жанре явно прочерчивается. Думаю, что новые графические листы Михаила Тренихина позволят это почувствовать.

Надеюсь, что этот молодой художник будет и дальше постигать неповторимость грузинских городов и природы.

______________________________

Приобрести сервиз можно в сети Императорский фарфор

в Санкт-Петербурге, тел. 8 (812) 560-85-44 и Москве, тел. 8 (499) 755-67-47

Стоимость одного сервиза на шесть персон (15 предметов) — 35 000 рублей

Артикул 81.23770.00.1

____________________________________________________________

Михаил Тренихин выражает особую благодарность за осуществление проекта «Грузинский дневник»:
Заместителю директора по продажам ОАО «ИФЗ» Марине Никифоровой
Руководителю группы дизайнеров ОАО «ИФЗ» Веронике Ветровой
Советнику Генерального директора ОАО «ИФЗ» Кириллу Пименову
____________________________________________________________

В дизайне сервиз использованы следующие литературные фрагменты:

1

«Мне Тифлис горбатый снится,
Сазандарей стон звенит,
На мосту народ толпится,
Вся ковровая столица,
А внизу Кура шумит»

Осип Мандельштам

2

«Только
нога
ступила в Кавказ,
я вспомнил,
что я —
грузин»

Владимир Маяковский

3

«Сады благоуханием
Наполнились живым,
Тифлис объят молчанием,
В ущелье мгла и дым…»

Михаил Лермонтов

4

«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь»

Михаил Лермонтов

5

«На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой…»

Александр Пушкин

6

«Земля далекая!
Чужая сторона!
Грузинские кремнистые дороги.
Вино янтарное
В глаза струит луна,
В глаза глубокие,
Как голубые роги»

Сергей Есенин

7

«Вам, кавказские ущелья,
Вам, причудливые мхи,
Посвящаю песнопенья,
Мои лучшие стихи»

Николай Гумилёв

8

«Будучи центром торговли Закавказского края с Россией, Тифлис привлекал для оной купечество различных стран Азии и Европы…»

Платон Зубов

9

«Тифлис очень цивилизованный город, очень подражающий Петербургу, и это ему удается. Избранное многолюдное общество»

Лев Толстой

10

«Коли хотите ошеломиться природой и ахнуть, то поезжайте на Кавказ. Минуя красоты вроде Кисловодстка, поезжайте по Военно-Грузинской дороге в Тифлис, оттуда в Боржом, из Боржома… в Батум. Это не дорога, а поэзия»

Антон Чехов

11

«Можно думать, что именно величественная природа страны и романтическая мягкость ее народа – именно эти две силы – дали мне толчок, который сделал из бродяги – литератора»

Максим Горький

12

«Под развалинами старой крепости из оврага вытекает горный ручей, впадающий у нового замка в Куру; крутые и скалистые берега его усажены виноградником, а внизу мост и у моста серногорячие бани»

Александр Грибоедов

13

«Здесь начинается Грузия. Светлые долины, орошаемые веселой Арагвою, сменили мрачные ущелия и грозный Терек. Вместо голых утесов я видел около себя зеленые горы и плодоносные деревья»

Александр Пушкин