Особняк С. Рябушинского
Немного найдется в Москве особняков начала XX века, которые можно беспрепятственно посетить и насладиться прекрасной внутренней отделкой интерьера. Главная причина – нахождение во многих особняках, построенных в стиле модерн, посольств иностранных государств и других важных государственных учреждений, куда доступ открыт лишь пару раз в год и то по специальным разрешениям. Так что любителям архитектуры и истории города приходится довольствоваться этими кратковременными посещениями и фоторепродукциями. Другая причина гораздо печальнее – внутреннее убранство очень многих частных особняков попросту не сохранилось, оно было уничтожено или безнадежно испорчено в ходе приспособления его к нуждам находящегося в нем учреждения.
Особняк Рябушинского на Малой Никитской – счастливое исключение в этом ряду. Это не только открытый для посетителей частный особняк в стиле модерн, но и сохранившая многое из своего внутреннего убранства постройка первоклассного архитектора. О замечательном московском архитекторе Федоре Осиповиче Шехтеле (1859–1926) впору заводить отдельный разговор, но в данном случае он не к месту. Ограничимся тем, что назовем его главные сооружения в Москве: особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке (1893 год), Художественный театр (1902 год), Ярославский вокзал (1902 год). И конечно, особняк С. П. Рябушинского (1900–1902 год) – бесспорный шедевр в архитектурном и художественном плане, поскольку архитектор продумал все – начиная от планировки и кончая внутренней отделкой помещений.
Ввиду того, что в послереволюционное время здание использовалось в качестве жилого помещения, интерьеры отчасти утратили свой первоначальный вид, и мы видим их не такими, какими они были при хозяевах – Рябушинских. Частичная утрата оригинальной обстановки заставляет сожалеть о себе – особенно при взгляде на старые фотографии, запечатлевшие особняк сразу после его создания – в 1902 году. Но факт проживания в особняке Максима Горького спас архитектурную жемчужину от печальной участи многих московских частных домов – то есть от полного разрушения либо искажения до неузнаваемости. И от передачи в ведение какого-либо посольства тоже. О том, что вход в них затруднителен, уже было сказано в начале. Тем, кому посчастливилось попасть, скажем, в шехтелевский особняк Дерожинской (как посчастливилось автору данного эссе) наверняка приходила в голову мысль (автору приходила): «Как можно скрывать такую красоту?». Увы, можно. Не будем углубляться в эту тему – разговор будет долгим.
Особняк на Малой Никитской – это красота, открытая сейчас всем. Справедливости ради нужно сказать, что, будучи частным домом, особняк не предполагал принимать многочисленных посетителей. Это камерный, интимный мир, предназначенный для одной семьи. Следуя популярной в эпоху модерна идее эстетизации жизни, Шехтель продумал каждую деталь внутренней и внешней обстановки, заботясь о том, чтобы человеку было удобно и комфортно в этом пространстве изогнутых линий природных форм. Органическое начало наполняло модерн, подсказывая архитектуру и свободную асимметричную планировку, и декор в виде цветов, бабочек, улиток. Особняк населяет все многообразие природного мира – растения, морские обитатели, насекомые. Любимые цветы модерна – подсолнухи, орхидеи, лилии, розы (каждый цветок имеет свое скрытое значение (см. прим. 1) создают не только эстетически оформленную среду, но и символически наполняют ее смыслом. Так и знаменитая лестница особняка Рябушинского в виде волны с медузой, которая при взгляде на нее сверху превращается в черепаху (олицетворения Жизни Активной и Жизни Созерцательной), становится не просто приспособлением для физического подъема, а символом духовного Восхождения человека. Жившие здесь люди были глубоко религиозны и духовно развиты, поэтому не могли ограничиться лишь видимой, внешней стороной предметов (см. прим. 2).
На вершине лестницы нас ждет колонна, капитель которой представляет собой неразрывное сплетение лилий и ящериц. Это Добро и Зло, неотделимые друг от друга, без которых невозможно существование этого мира (см. прим. 3). Микромир особняка Рябушинского оборачивается макромиром, наполненным вечным единством двух начал. Подобно огромному готическому собору, небольшой частный особняк становится зашифрованным отражением Мироздания.
Фотографии Михаила Тренихина
ПРИМЕЧАНИЯ:
Рекомендуем посмотреть сборник: Архитектор Ф. О. Шехтель. К 150-летию со дня рождения. М.: ИМЛИ РАН, 2009. Рецензенты: кандидат филологических наук Матевосян Е. Р., кандидат искусствоведения Флорковская А.К.
1. Подробнее см.: Демкина С. М. Архитектура в предлагаемых обстоятельствах. Личность Ф. О. Шехтеля в контексте художественной жизни конца XIX – начала XX вв. // Архитектор Ф. О. Шехтель. М.: ИМЛИ РАН, 2009.
2. О религиозной символике особняка Рябушинского см.:, Давыдова И. И. Каменные повести Федора Шехтеля. // Указ. сборник.
3. См.: Новикова Е. Б. Цветы и бабочки в особняке Рябушинского. // Указ. сборник.
Нет комментариев на запись “Особняк С. Рябушинского”