Московский метрополитен
Московский метрополитен: о красоте, или
социокультурный аспект современности
Нам довелось беседовать с руководителем Интернет-проекта «Музей Торговли», посвящённого советской эпохе, Алексеем Сидельниковым. Беседовали мы о метро.
- Здравствуйте! Вы один из активных помощников в организации нашего ресурса, поэтому, памятуя наше знакомство, говорим всё, что приходит в голову. Не стесняйтесь! Сегодня разговор о московском метро.
- Приветствую! Спасибо, что пригласили! Постараюсь не стесняться сам и не стеснить Вас своими ответами. Нужно учесть, что тема напрямую не связана с направлением моей деятельности, но раз разговор о метро, то, переведя его в разговор о красоте, можно попробовать. Итак, Московский метрополитен – один из красивейших (это приватное мнение, которое может быть оспорено). Самый богатый с архитектурной точки зрения. Не жалели материалы, работали лучшие художники. Он создавался не только как техническое сооружение, но и как элемент показывающий достижения государства, воспитывающий граждан, в т.ч. вырабатывающий понятие красоты.
- А вот, например, новые станции, построенные начиная с 2000-х годов, последние открыты совсем недавно.
- А что, они в основном красивые! Достоевская, Марьина Роща и т.п. Нравятся! Они не в привычной московской традиции. Но нравятся! Они особенные. Авторские.
- Ну а традиция?
-Традиция? Определённая хорошая тяжеловесность старых станций сталинского периода, ставших основой нашего метро – это как раз традиция. Позднее, начиная со времён Хрущёва, декоративные элементы стали не столь важны, осталась утилитарность. В новых станциях красота есть, но не хватает преемственности. Вообще новые станции сливаются в какой-то общий образ, запоминаясь в целом, но не запоминаются конкретные станции. Хотя упомянутые запомнились. Что было, что будет – мы размышляем об этом, но новая архитектура метрополитена сделана как будто с заделом на будущее, и то, что начинают смотреть вперёд это неплохо. Не всё потеряно.
- А Парк Победы?
- Это там где панно Церетели? Не который Акакий, а который Зураб? Всё бы ничего, но панно выглядит ужасно! А как Вам, Анна?
- Соглашусь, что напоминает компиляцию из клипардов. Но Вы о нём с уважением!
- Естественно! Как о любой влиятельной персоне. Хотя я не поклонник его работ. Видели арку над входом в зоопарк? Там носорог на дерево лезет…
- Это большая тема и обсудим отдельно. Вернёмся к метро. А как Вам новые поезда в столице?
- Они неплохо смотрятся на новых станциях, внутри современны, хотя красоты в них нет. Но они ужасно выглядят в пространстве старой архитектуры сталинского ампира. Складывается ощущение, что тот, кто их проектировал – не частый гость Московского метро. Концепция внешнего вида вагонов, сложившаяся с 1935 года, похоже, не затронула конструкторов новых моделей поездов. То как выглядят современные составы, не вписывается в историческую основу. Вообще, из лексикона людей пропало слово «красота». «Удобно», «престижно», что угодно слышишь, но редко про что-то красивое. «Чудесные» вагоны «Яуза» и «Русич»… совершенно неуместны они на Кольцевой линии. Это как быть на балу в спортивном костюме: современно – да, но не гармонично! Если метро признано памятником архитектуры, достоянием, гордостью города, то почему не оставить старые поезда, по крайней мере не сохранить их внешний облик (пусть меняя в них начинку, добавляя кондиционеры и т.п.)?! То, что мы видим сегодня напоминает, простите, квадратные цинковые гробы…
- А как насчёт рекламы в метро?
- По этой теме много писали, и показывали сюжеты по телевидению. И стало её нынче немного меньше, но… Реклама там двух видов: щиты в переходах и у эскалаторов, и в вагонах. На сегодняшний день проблемной с эстетической, психологической и социальной точек зрения в большей степени является как раз вторая – реклама на дверях поезда. Едешь куда-то, а тебе на глаза попадается навязчивый рекламный слоган. Некоторое время назад никому бы и в голову не пришло размещать рекламу в таких местах, заменив собой информационные листы, схемы станций метро. Теперь всё больше висят стикеры, предлагающие приобрести автомобили. Если метро – памятник, то нельзя его увечить таким образом. Давит! С точки зрения продвижения рекламы – грамотно. Но действует на нервы. Кому-то прибыль, кому-то (большинству) – лишь раздражение. Впрочем, реклама везде навязчива и это проблема вездесущая. Для Москвы это просто бич…
- Если говорить о целостном ансамбле, стоит сказать и форме работников метрополитена.
- Про неё говорить сложно… она возникает внезапно. Т.е. ждёшь привычного вида работников, а потом соображаешь что к чему. Любая форма создаётся не только для того, чтобы выделить, но и чтобы тому, кто её носит внушало гордость, а остальным уважение к к форме. Сегодня, увы, мужская форма работников метрополитена напоминает внешний вид оккупантов 1941 года. С женской формой, Слава Богу, лучше.
И что интересно, это всегда общая тенденция в любой одежде – её создают модельеры, а примеряют на моделях. Но видели ли Вы, чтобы модель была или полная, или широкая в бёдрах, или уставшая, или в тёплых сапогах или тапочках, или чтобы ей было под 60 лет и т.п.? Нет. Но носят эту форму живые люди, а не модели. Видимо из-за этого форма иной раз некрасивая… Не всегда рассчитывают на людей.
- А «Служба безопасности» в синих накидках?
- Они мне не попадались… А что это?
- Люди, стоящие у турникетов в тёмно-синих накидках с надписью на груди «Служба безопасности», которые вместе с мили.. простите, никак не привыкну – полицией и работниками метрополитена ловят гастарбайтеров и спортивных студентов, перепрыгивающих через турникеты.
- Видимо, это некий аналог дружинников, но если те были большей частью добровольцами (иногда идейными добровольцами), то эти, похоже, тратят деньги налогоплательщиков. Но с другой стороны, Анна, это не так плохо, ведь эти люди могли бы бегать по улице с палками и бить всех по голове! (смеётся). При этом мне также не нравится, когда гости столицы считают своим долгом не платить.
- Мы подошли к наблюдению за людьми, за пассажирами. Интересно и их отношение.
- Пассажиры. Они спешащие. Они читающие электронные книжки. Красивые женщины! Кавалеры! Упомянутые гастарбайтеры, которым на всё и всех плевать. На переходе между «Комсомольскими» они устроили бизнес: с тележкой готовы подвезти ваши вещи. Забавно им доверить чемодан перед поездкой…
- Создаётся впечатление, что мы выпадаем из того, что делается сегодня. Я знаю, что подобное ощущение сегодня испытывают многие. Но, тем не менее, ведь есть же положительные примеры эстетического начала в современном Московском метрополитене?!
- Конечно же! Вы подошли как раз к моей любимой теме – сохранению исторической памяти в добротных, если хотите – художественных формах. Положительный пример – «Ретро-поезд», «Красная стрела», курсирующие по Сокольнической линии метрополитена. «Ретро-поезд» — всего один! А надо бы такие запустить везде! Красивые светильники, линкруст на стенах, мягкие диваны, отсутствие рекламы. Правда, в вагонах неудобные поручни у диванов, т.к. низковаты и неудобно опираться. Но в остальном очень приятное впечатление. И ведь этот поезд влияет на пассажиров!
- Психология?
- Конечно! Сказка! Машина времени! Кажется такой поезд делает людей лучше. Вы согласны?
- Совершенно! И не могу согласиться только с тем, что такой поезд всего один. А вот именные поезда?
- Украшенная картинами вместо сидений «Акварель», например? Идея хорошая, но бессмысленная. Он ходит на ветке, где в поезд втиснуться уже хорошо! Там не до картин. Да и состав для такой старой ветки не подходит.
- А новые ветки?
- Так для всех они разные! Но если где и пускать подобные «телятники», то только на «Каширская — Каховская», хотя москвичи на тех станциях тоже с удовольствием покатались бы на красивых поездах. Поэтому назову новое место: «Улица Старокачаловская — Новоясеневская».
- Мы знаем, что вы интересуетесь историей метро не только теоретически и являетесь автором ряда памятных нагрудных знаков из серии «Именные поезда Московского метрополитена».
- Это получилось случайно. Весь проект выпуска был инициирован в рамках Международного клуба коллекционеров и любителей истории «Фалеристика». Важно (а притом и интересно) сохранить черты эпохи, проследить изменения.
Понимаете, изображаемые предметы сами являются приметой времени, понятной и понимаемой. Тут не только символика, но и сами модели поездов иллюстрируют время. Так видно по несколько угловатому облику «Красной стрелы», что знак посвящён поезду более позднему, нежели «Пионер Кунцева», округлые очертания и крупные круглые фары которого определяются как явление 1960-х годов. При этом все эскизы композиционно принадлежат к одной узнаваемой серии. Также хотелось увековечить старый логотип метро, который с недавнего времени несколько изменился.
- Из-за чего же?
- Думается из-за рекламных материалов. Да, да! Из-за того, что перестали использовать буквы «М» — метрополитен, выполненные с использованием неоновых ярких трубок, а стали делать дешёвые пластиковые световые короба.
- Отлично! Реклама будет ещё одной темой и поводом поговорить! Спасибо, Алексей! Будем и впредь устраивать дискуссии и обсуждать проблемы современности, эстетические аспекты в том числе.
- Спасибо Вам!
Беседовала Анна Федорец
Стенограмму подготовил Михаил Тренихин
Если Вы интересуетесь артефактами, связанными с московским метрополитеном,
рекомендуем ознакомиться со страницей Виртуальный музей «Москва в артефактах»:
Советские нагрудные знаки 1935—1965 годов
Также рекомендуем посмотреть статью Анны Федорец
Московская подземка времен «пролетарской неоклассики»
в нашем сборнике Старая Москва. Сборник статей. – М.: «Сибирский цирюльник», 2011.
Нет комментариев на запись “Московский метрополитен”