Серия открыток «Москва через 200 лет». 1914
Москва в артефактах:
ретрофутуристические открытки
«Москва в XXIII веке» или «Москва будущего»
«Москва в XXIII веке» или «Москва будущего» — цикл из восьми футуристических почтовых карточек 1914 года, выполненных неизвестным художником по заказу московской кондитерской фабрики «Эйнем».
Рисунки на карточках демонстрируют то, как, по мнению автора, предстояло выглядеть Москве в XXII и XXIII столетиях: от 2114 года (карточка «Центральный вокзал») до 2259 года (карточка «Санкт-Петербургское шоссе»). На них изображены такие известные места, как Красная, Театральная, Лубянская площади, Петровский парк. Примечательно, что на одной из карточек находилось изображение Центрального вокзала Москвы, создание которого предлагалось к сооружению в начале XX века, но впоследствии потеряло свою актуальность.
Открытки вкладывались в упаковку конфет под названием «Москва будущего» и распространялись, таким образом, в форме очаровательного приложения к кондитерским изделиям. Имя оформившего издания художника к настоящему времени безвозвратно утрачено, что особенно досадно, если учесть тот факт, что они в полной мере вобрали в себя представления представления москивича начала XX века о счастливом будующем своих потомков.
На оборотной стороне карточки каждого вида находилась краткая аннотация к рисунку; на карточке № 1 — ко всей серии:
Оглядываться сожалением на прекрасное прошлое, — задача не только трудная, но просто неприятная. Как бы прекрасно ни было прошлое, раз оно прошло, говорить о нём нечего. Предоставляя мудрым историкам описывать и изучать минувшие времена, мы, составители предлагаемого краткого альбома, имели ввиду заглянуть, по мере наших сил и пестроты красочной Фантазии, в более или менее отдалённое будущее нашей всем милой и всем знакомой матушки-Москвы. Каждому, кто знает и любит Москву, не безынтересно будет мысленно взглянуть на то, что будет с Москвою и её обитателями приблизительно через 200—300 лет. Вот какие картины открываются нашим взорам на основании более или менее точных логических выводов.
Тут, что называется, авторы показали, что у них, как в пушкинской строчке «Сердце в будущем живет». И едва ли они предполагали скорое наступление катастрофы. Набор был выпущен в мирное время, за несколько месяцев до начала Первой Мировой войны. Однако, сегодня мы можем сделать параллели таких ретрофутурологическо-художнических прогнозов с работами 1930-х годов (при том, таких смелых фантазий, пожалуй, в 30-е не было). Также вспоминются уже 1960-1970-е годы — цикл братьев Стругацких из «Мира Полудня» (по повести «Полдень, XXII век» 1967 г.). Но ведь эта серия открыток — футурология ещё крепкой Императорской дореволюционной России. И в этом вся прелесть и в некотором роде пародоксальность данного цикла.
В 2010 году компания «Красный Октябрь», являющаяся правопреемником Эйнема, перевыпустила данную серию.
____________________________________________________________
Центральный вокзал
Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм
____________________________________________________________
Москворецкий мост
Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…
____________________________________________________________
Лубянская площадь
Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов
____________________________________________________________
Река Москва
Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом
____________________________________________________________
Петровский парк
Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды
____________________________________________________________
Красная площадь
Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200
____________________________________________________________
Петербургское шоссе
Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям
____________________________________________________________
Театральная площадь
Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток
__________________________________________________________
Рекомендуем ознакомиться с другими разделами