Jacques Dupâquier. Москва 1956,1964,1975
Москва в артефактах:
образ Москвы советской на фотографиях
Жака Дюпакье (Jacques Dupâquier)
1956, 1964 и 1975 годов
Представляем фотографии из собрания Жака Дюпакье (Jacques Dupâquier) — французского учёного, историка, академика французской Академии Политических и Моральных наук, демографа, при этом марксиста и члена французской Коммунистической партии, путешествовавшего несколько раз по Советскому Союзу: в 1956, 1964 и в 1975 годах.
В сентябре 1956 года Жак Дюпакье (Jacques Dupâquier) прилетел в Москву : «Такой свободы как в 1956 году, в СССР не было даже во времена Горбачева», — вспоминал в интервью Дюпакье, — «За нашей делегацией не было никакого полицейского контроля, я отрывался от группы и часами бродил по улицам в полном одиночестве. Я немного знал русский и мог спросить дорогу. Мы оказались в Советском Союзе в интересные времена, советское общество переживало моральную катастрофу после доклада Хрущева на двадцатом съезде КПСС. Никто уже не знал, что можно, а что нет, я делал всё, что хотел, это было особенно захватывающим. Я снимал пьяных, валяющихся на центральных улицах Москвы, и милиция, вопреки моим ожиданиям, даже не пыталась помешать или отнять камеру».
На вопрос о том, что больше всего удивило его в советской столице, Дюпакье ответил следующее: «Меня поразило, что в 1956 году Москва более чем на половину была деревянным городом, а за пределами центральных улиц царила бедность».
Однако, так ли плохо, что город на окраинах был деревянным, застроенным уютными домиками, а на центральных улицах не было грязи и навязчивой рекламы, уродующий облик столицы, а сам город будучи центром многонационального государства под названием Советский Союз не напоминал Бухару, или Самарканд (причём речь идёт, конечно, не о высокой культуре средневековой Средней Азии)?! И пробок ведь не было, а общественный транспорт был представлен прекрасными красавцами-автобусами, сделанными отечественными производителями. Да, и обратите внимание — сколько туристов! Интересно, отчего их сегодня не так привлекает наш город?
Нам тот облик Москвы (в 1956, 1964 и 1975 годах) кажется не столь дурным, каким его настойчиво делают сегодня. А то, что видим в настоящий момент — уже не город, а супермегаполис (который всё хотя расширить хотя бы до Аляски), наполовину говорящий на тюркских языках и наполовину утративший свой облик.
Что ж, посмотрим, что будет ещё лет через пятьдесят и почитаем прогнозы писателей и футурологов…
P.S. Мы решили поместить новые фотографии после отзыва нашего читателя Михаила Михальчука, который написал следующее: «Интересно. Хотя жаль, что в основном парадные виды. Я бы предпочёл больше посмотреть на обычную жизнь того времени. Не парадную и не антипарадно-разоблачительную, а просто на самую обычную, рядовую».
Нам это замечание показалось весьма важным и мы отыскали фотоматериалы Жака Дюпакье, отражающие как раз ту самую «обычную, рядовую» жизнь. Тут и скромно стоящая тележка для продажи мороженого в Парке им. М. Горького, и несколько фотографий интерьеров ГУМа с прохожими, которые что-то покупают, обедают в кафе, или покупают газированную воду в специальных аппаратах, и милицейский автомобиль «Волга» (теперь новое поколение и значение слова «милиция» не сразу поймёт), и просто прохожие на ВДНХ и в Останкино. Впрочем, не просто прохожие, но образы эпохи, её настроение.
- Jacques Dupaquier. Стоянка у Спасской башни Кремля. Вид с собора Василия Блаженного. 1956
- Jacques Dupaquier. Собор Василия Блаженного в Москве. 1956
- Jacques Dupaquier. Жилой небоскрёб в Москве, на площади Баррикадная. 1956
- Jacques Dupaquier. Площадь Революции и гостиница Москва. 1956
- Jacques Dupaquier. Площадь Революции в Москве. 1956
- Jacques Dupaquier. Вид из Кремля на жилую многоэтажку и банк на Котельнической набережной. 1956
- Jacques Dupaquier. В Московском парке перед Большим театром. 1956
- Jacques Dupaquier. Парк культуры и отдыха им. М. Горького. Тележка для продажи мороженого. 1956
- Jacques Dupaquier. Парк культуры и отдыха им. М. Горького. 1956
- Jacques Dupaquier. Крыши Москвы. 1956
- Jacques Dupaquier. Главное здание Московского государственного университета. 1956
- Jacques Dupaquier. ВСХВ. Фонтан Дружба народов с ночной подсветкой. 1956
- Jacques Dupaquier. ВСХВ. Фонтан Дружба народов и павильоны. 1956
- Jacques Dupaquier. Вид с главного здания Московского государственного университета. 1956
- Jacques Dupaquier. Вид на Новодевичий Монастырь. 1956
- Jacques Dupaquier. Магазин хозяйственных товаров в Подмосковье. 1956
- Jacques Dupaquier. Уборочная машина напротив Кремля в Москве. 1956
- Jacques Dupaquier. Красная площадь. ГУМ. 1964
- Jacques Dupaquier. Красная площадь. Вид на Исторический музей и гостиницу Москва. 1964
- Jacques Dupaquier. Красная площадь. Вид на Исторический музей, Мавзолей Ленина и Никольскую башню. 1964
- Jacques Dupaquier. Красная площадь. Вид на ГУМ и Исторический музей. 1964
- Jacques Dupaquier. Стоянка туристических автобусов на Васильевском спуске, Кремль, собор Василия Блаженного. 1964
- Jacques Dupaquier. Вид на набережную Москва-реки с Большого Москворецкого моста. 1964
- Jacques Dupaquier. Вид на набережную Москва-реки с Большого Каменного моста. 1964
- Jacques Dupaquier. Красная площадь. 1964
- Jacques Dupaquier. Аппараты для продажи газированной воды возле Красной площади. 1964
- Jacques Dupaquier. ГУМ. Балконы. 1964
- Jacques Dupaquier. ГУМ. В интерьере. 1964
- Jacques Dupaquier. ГУМ. 1964
- Jacques Dupaquier. ГУМ. Хлопчатобумажные ткани. 1964
- Jacques Dupaquier. ГУМ. Аппараты для продажи газированной воды. 1964
- Jacques Dupaquier. ГУМ. Кафе. 1964
- Jacques Dupaquier. ВДНХ. Павильон Космос. 1975
- Jacques Dupaquier. Большой театр, прохожие. 1975
- Jacques Dupaquier. Останкино. Вид на Троицкую церковь. 1975
- Jacques Dupaquier. Милицейская «Волга» на ВДНХ. 1975
- Jacques Dupaquier. Вид на церкви на улице Варварка и гостиницу Россия от Васильевского спуска. 1975
P.P.S. Нам показалось уместным опубликовать мнение Василия Золотухина:
«Бросается в глаза то, что рядовые фотографии становятся живым свидетельством эпохи, в то время как сейчас, в цифровой век, когда подобных фотографий сотни тысяч, на них, пожалуй, никто бы не обратил внимание. И, будучи сделанными сейчас, они вряд ли будут столь же уникальны через те же 50 лет. Рассуждения насчёт превращения Москвы в мегаполис и утраты ею индивидуальности полностью поддерживаю! Ну в свобода 56-го… Я всё чаще думаю, не являлась ли она началом тех процессов, которые, в конечном счёте, привели к развалу Советского Союза? И можно ли её считать приметой подлинно «советского» времени, либо началом какой-то иной тенденции? Вопрос сложный. Я, кстати, слышал, что при Сталине был проект, согласно которому каждому желающему гражданину СССР предполагалось выделить небольшой домик в сельской местности. Таким образом собирались бороться с перенаселением городов и избежать строительства небоскрёбов, которые бы портили облик городов. Но не знаю, правда это или нет. Лично я чувствую себя в современной Москве как будто в эмиграции. Почти все знакомые мне улицы и места в городе преобразились настолько, что их теперь не узнать. Не в лучшую сторону. И людей это тоже меняет… Ну а насчёт пробок, конечно! Машины были только у тех, кто этого заслуживал – у известных и уважаемых людей, которые заслужили право ездить на собственном транспорте. Не у каждого офисного мальчишки, как сейчас. Я думаю, что ресурсы советской автомобильной промышленность позволяли произвести достаточное количество автомобилей для всех желающих, но это не делалось именно потому, что могло привести к возникновению пробок в городах».
__________________________________________________________
Рекомендуем ознакомиться с другими разделами
Нет комментариев на запись “Jacques Dupâquier. Москва 1956,1964,1975”