Россия
Коллекция предметов фалеристики Михаила Тренихина, вернуться в оглавление >>>
_________________________________________________
Российская Империя
Россійская Имперія
1721 — 1917
_________________________________________________
Колодка с наградами участника освобождения Болгарии: светло-бронзовая медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878» и румынский крест «За переход через Дунай» (рум. Crucea «Trecerea Dunării»). 1878
Размеры колодки:
Ширина — 100 мм, высота — 105 мм. Диаметр медали — 26,5 мм, толщина — 3 мм. Крест — 44х49,5 мм, толщина — 2 мм. Ширина лент — 28 мм.
Медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878» — государственная награда Российской империи для награждения лиц, имевших отношение к русско-турецкой войне (1877—1878). Медаль имела три разных варианта — из серебра, светлой и тёмной бронзы. Учреждена по указу Александра II 17 (29) апреля 1878 года. Рисунок медалей был утверждён Александром II 14 (26) сентября 1878 года.
Светло-бронзовой медалью награждались:
- Военные всех званий, участвовавшие хотя бы в одном из сражений против врага в ходе войны с 1877 по 1878 год, в том числе в ходе подавления восстаний на Северном Кавказе и в ходе боевых действий против десанта черкесов в Абхазии;
- Болгарские ополченцы, волонтёры, участвовавшие в сражениях;
- Моряки, участвовавшие в боях на Чёрном море и на Дунае;
- Священники, врачи, санитары, сёстры милосердия, находившиеся в войсках и подвергавшие свою жизнь опасности;
- Гражданские и военные чиновники, находившиеся в войсках и участвовавшие в боевых действиях с оружием в руках;
- Лица всех сословий, награждённые Знаком отличия Военного Ордена или медалью «За храбрость».
Медали сделаны из серебра, светлой или тёмной бронзы. Диаметр 27 мм. На лицевой стороне медали в центре изображён православный крест, окружённый сиянием, который находится над поверженным полумесяцем, вместе с которым крест составляет единую композицию. Вдоль бортика с двух сторон даты: «1877.» и «1878.». Дизайн лицевой стороны близок к таковому у медали «За турецкую войну» 1830 года. На оборотной стороне медали горизонтально расположена надпись в четыре строки: НЕ НАМЪ, НЕ НАМЪ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ. Надпись с низу и боков обрамлена двумя лавровыми ветвями, связанными лентой. За период с 1878 по 1883 год на Санкт-Петербургском монетном дворе было отчеканено 83 374 серебряных, 635 921 светло-бронзовых, 335 424 тёмно-бронзовых медалей. Допускалось изготовление медалей частными мастерскими, в связи с чем известны варианты медалей, несколько отличающиеся по деталям изображения, а также размерами. Известны также фрачные варианты медали.
Надпись на обороте медалей является цитатой из Псалтыря, кафизма 16, Алилуия 113, строка 9: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей». Это означает дословно «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даруй славу, по милости Твоей и по истине Твоей».
Крест «За переход через Дунай» (рум. Crucea «Trecerea Dunării») — румынская награда времён Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Учреждён 25 октября (6 ноября) 1877 года князем Румынии Карлом I в память перехода через Дунай. 25 октября (6 ноября) 1877 года румынское правительство в память о форсировании Дуная учредило специальный крест «За переход через Дунай». Этого знака отличия, наряду с румынскими, были удостоены десятки тысяч русских солдат, офицеров и генералов — участников переправы 15 (27) июня 1877 года через Дунай, боёв при Плевне, Шипке, Шейнове и других сражений освободительной войны 1877—1878 годов, а также гражданские лица, которые своими действиями способствовали ратному делу.
Крест железный, чёрного цвета, четырёхконечный, каждый конец которого с прямоугольным уширением в средней части являет собой как бы самостоятельный крестик; чекан двухсторонний, с рифлёной поверхностью, имеет окантовочный бортик по всему обводу креста. На лицевой стороне креста, в центральном медальоне, вензель князя Карла I. На реверсе, в центральном медальоне, помещена дата «1877», вокруг которой надпись на румынском языке «TRECREA DUNARII» («ЗА ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ДУНАЙ 1877»).
Лента для военнослужащих шёлковая муаровая, тёмно-красная с чёрными полосками шириной 2 мм по краям, для гражданских лиц — чёрная с тёмно-красными полосками шириной 2 мм по краям.
_________________________________________________
Лента на головной убор «За отличiе въ Турецкую войну 1877 и 1878 годовъ» (1878-1917 гг.) и кокарда в на мерлушковую шапку образца 1881 года (двуглавый орёл — Малый Государственный Герб Российской империи).
Ленты за отличие встречались с большим количеством различных надписей, по типам различались выпуски образца 1813 (1813—1868), образца 1828 (1828—1868), образца 1857 (1857—1868), образца 1868 (1868—1878), образца 1878 (1878—1917), образца 18882 (1882—1917) годов.
Знаки отличия изготавливались по заказам интендантства и рассылались в части без креплений. В частях уже, в зависимости от типа головного убора, их припаивали к государственному гербу (орлу), или сзади припаивались плоские лапки или проволочные ушки, в зависимости от того что удобнее для крепления к головному убору. Срок службы знаков считался бессрочным, т.е. 20 лет, ежегодно выделялись средства на ремонт их. Дырочки в знаках, видимо, делали когда отваливались лапки, чтобы их пришить к шапке.
_________________________________________________
Медаль «За Усердие» на оригинальной ленте Ордена Св. Станислава с оригинальным промзвеном. 30 мм. Серебро. Буква Д- треугольником. Николай II, тип 1894—1915
Размеры медали:
Высота с ушком — 36 мм, диаметр — 30 мм, толщина — 2,5 мм, ширина ленты — 27 мм, длина ок. 160 мм (лента прошита).
Несмотря на массовость этой награды, примечательна её сохранность и комплектность с родной лентой. Поскольку медаль была приобретена во Франции можно предположить, что она принадлежала либо русскому эмигранту, либо это было награждение союзника по Антанте.
Штемпеля резал медальер А.Ф. Васютинский. Данный экземпляр имеет существенные отличия на реверсе — буква Δ треугольником. Возможно самый первый вариант чеканки этой медали. Аналогичная по исполнению шейная медаль имеет в венке подпись медальера.
Антон Фёдорович Васютинский (1858—1935) — художник, скульптор-медальер, резчик. Создал множество медалей и монет Российской империи и Советского Союза. Родился в Каменце (Российская империя) в бедной семье. В 1879—1881 годах учился в Киевской художественной школе. В 1881—1888 годах обучался в Императорской Академии художеств, с перерывами, вызванными недостатком средств. После окончания Академии (1888) поступил на Санкт-Петербургский монетный двор. В 1889—1893 годах стажировался за границей (Австрия, Франция, Германия), в том числе у Жюля-Клемана Шаплена. С 1893 года — старший медальер Санкт-Петербургского монетного двора, научный сотрудник Академии Художеств с 1910 года. В 1918—1920 годах работал на дому. В 1920 году назначен помощником управляющего, а в 1922 году — управляющим Медальной и вспомогательными частями, с 1926 года — главный медальер, с 1935 года — художник-консультант. В 1925 году по его инициативе при Академии художеств открыто медальерное отделение. Скончался на рабочем месте 2 декабря 1935 года. Академик Академии художеств (1908), Герой Труда (1922), профессор.
Учреждена в 1801 году в царствование императора Александра I. Награждали широкий круг лиц (в том числе и женщин) за различные услуги, оказанные правительству, а также нижних воинских чинов за сверхсрочную службу. Лицам «благородного звания» (дворянам) за исполнение обязанностей церковных старост выдавали шейные медали без ушка (не для ношения). Некоторых артисток награждали браслетами с золотой медалью, украшенной бриллиантами.
Так, в 1895 году из Кабинета е.и.в. такой браслет выдали «артистке русской драматической труппы Сабуровой в бенефис за 50-летнюю службу».
В царствование императора Николая II было выдано большое количество медалей. Так, за 1903-1906 гг. в среднем, ежегодно выдавали по 1900 золотых и 3000 серебряных шейных, 2700 золотых и 15300 серебряных нагрудных медалей.
В эти же годы было выдано, в среднем, по 11 золотых и 1 серебряной шейных без ушка для лиц «благородного звания».
В 1906 г. «для награждения нижних чинов за усиленную службу во время русско-японской войны» было заказано на Монетном дворе 366 золотых и 367 серебряных шейных, 367 золотых и 53 900 серебряных нагрудных медалей. В последующие годы было выдано большее количестве медалей. 26 мая 1915 г. император Николай II утвердил Положение Комитета министров об изменении пробы и размера золотых и серебряных медалей, изготовляемых для Капитула орденов. Размер и соответственно толщина шейных медалей уменьшалась с 50(51) мм до 44(45) мм, а нагрудных с 30 до 28 мм. Проба золотых медалей была снижена до 56 (583 метрической). На медалях, изготовляемых из этого сплава, на реверсе ставили специальный знак (клеймо) в виде женской головки в кругу.
10 октября и 30 декабря 1916 г. император Николай II утвердил Положение Совета министров о замене золота и серебра при изготовлении медалей и орденских знаков другими металлами (соответственно желтого и белого цвета – бронзовый и цинковый сплавы). Менялось также и название медалей: вместо «шейная и нагрудная золотые медали» стали называть: «шейная и нагрудная 1-го разряда», а вместо «… серебряная» – «… 2-го разряда». На реверсе этих медалей стали помещать буквы: «Ж. М.» (желтый металл) и «Б. М.» (белый металл).
В январе 1917 года Капитул орденов заказал изготовить на Петроградском Монетном дворе: шейных из белого металла – 35 000, нагрудных из желтого металла – 35 000, нагрудных из белого металла – 500000.
Однако, как следует из архивных документов, Монетный двор к исполнению заказа не приступал ввиду «большой загруженности по изготовлению Георгиевских крестов и Георгиевских медалей».
Приказом по военному ведомству от 24 апреля 1917 г. были утверждены рисунки лицевых сторон медалей: на Георгиевской – изображение св. Георгия Победоносца, а на медали с надписью «ЗА УСЕРДИЕ» – «символическое изображение России в виде сидящей женщины в древнерусском наряде, опирающейся на щит». Однако медали «ЗА УСЕРДИЕ» с таким рисунком изготовлены не были. На заседании 10 августа 1917 года Временное правительство утвердило рисунок лицевой стороны медалей (кроме Георгиевских), имевших изображение отрекшегося императора Николая II. Рисунок представлял собой Государственную печать Временного правительства: двуглавый орел без корон, внизу в картуше – изображение Таврического дворца. По окружности – надпись: «РОССIЙСКОЕ ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО». Медали с таким рисунком также отчеканены не были. В нумизматических собраниях встречаются медали, изготовленные частными фирмами, с изображением скачущего влево св. Георгия на лицевой стороне.
Аверс: Портрет императора Николая влево. Надпись по окружности: слева – «Б. М. НИКОЛАЙ II ИМПЕРАТОРЪ», справа – «И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСС.».
Реверс: Надпись: «ЗА УСЕРДIЕ». Слева, по окружности – пальмовая, дубовая и лавровая ветви, перевязанные внизу лентой.
Размер 30 мм.
Медали изготавливали из золота и серебра; с 1917 из желтого и белого металла.
Носили на шее и на груди на лентах орденов св. Станислава, св. Анны, св. Александра Невского, св. Владимира и св. Андрея Первозванного.
_________________________________________________
Академический нагрудный знак окончившего Императорский Российский Университет (для немедицинских факультетов). 1899—1917.
Размеры знака:
Высота — 60 мм, ширина — 26,7 мм, толщина (в районе центра креста) — 8 мм.
Бронза, горячая эмаль, гильош, винтовое крепление (гайка царского образца, с «ушками»). Позолота утрачена. Накладной эмалевый крест синего цвета и герб Российской империи вверху. Вариант полноразмерного знака частного ювелирного изготовления. Ромбовидный знак уже в советское время ставший стандартом для знаков вручавшихся окончившим высшие учебные заведения. Синий крест — крест святой Татьяны, покровительствующей университетам и студенчеству.
«…23 августа 1884 года при Александре III появился общий устав Императорских российских университетов. На всех факультетах, кроме медицинского, устанавливались две ученые степени — магистра и доктора.
Вскоре было принято положение Комитета министров об установлении особых нагрудных знаков отличия для лиц, удостоенных Императорскими российскими университетами ученых степеней магистра и доктора на следующих факультетах: историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и восточных языков.
30 декабря 1889 года утверждается особый золотой или серебряный позолоченный жетон для окончивших курс Императорских российских университетов. Жетон должен был быть обязательно именным, на его оборотной стороне указывались год окончания курса и фамилия награжденного. 11 июля 1899 года учрежден нагрудный знак для лиц, окончивших курс немедицинских факультетов».
Г. Букатина, старший научный сотрудник отдела нумизматики Государственного исторического музея. Журнал «Наука и жизнь», 2005, №3.
Свой классический вид академический знак получил 11 июля 1899 года, когда были окончательно регламентированы оформление знака и правила его ношения: гражданские лица носили академические знаки на правой стороне груди, все остальные – слева. Право ношения нагрудных знаков об окончании императорских университетов распространялось на выпускников Московского, Санкт-Петербургского, Варшавского, Казанского, Харьковского, Юрьевского (нынешний Тартусский), Киевского св. Владимира, Новороссийского (г. Одесса) университетов – для всех них нагрудные знаки были одинаковыми для немедицинских факультетов; знак выпускника медицинских факультетов университетов несколько отличался.
Академический нагрудный знак императорских университетов для немедицинских факультетов представлял собой вытянутый по вертикали прорезной металлический ромб (золотой либо серебряный, либо бронзовый позолоченный – в зависимости от финансовых возможностей награждаемого), покрытый белой эмалью, с наложенным на него покрытым синей эмалью крестом и увенчанный позолоченным изображением российского орла, чуть ниже которого находился лавровый венок. Нагрудный знак изготавливался, как правило, из серебра монетными дворами или ювелирными мастерскими, размер его составлял 50-65 мм., крепление – на винте. Собственно к нагрудному знаку также могла быть дополнительно изготовлена из серебра или меди уменьшенная копия для ношения на лацкане сюртука или фрака – т.н. «фрачник», его размеры, как правило, не превышали 30 мм, крепление – на винте или булавке.
В 1900 году в Российской Империи было 11 университетов с 16,5 тыс. студентов, в то время как в Германии — 20 университетов и 32 тыс. студентов, во Франции — 15 университетов и 26,5 тыс., в Италии 17 университетов и 22,7 тыс., в Австро-Венгрии — 11 университетов и 23 тыс. и т.д.
- Вильнюс (с 1579 г.)
- Тарту (с 1632 г.)
- Москва (с 1755 г.)
- Казань (1804г)
- Харьков (1804г)
- Варшава (1817)
- Санкт-Петербург (1819)
- Киев (1833)
- Одесса (1865)
- Томск (1888)
- Хельсинки (1640)
_________________________________________________
Академический нагрудный знак окончившего Императорский Российский Университет (для немедицинских факультетов). 1899—1917.
Размеры знака:
Высота — 65 мм, ширина — 33 мм.
Серебро (84 проба), позолота, горячая эмаль, гильош, винтовое крепление (гайка царского образца, с «ушками»). Клейма: 84 проба «девушка в кокошнике» и именник «АВ». Вариант полноразмерного знака частного ювелирного изготовления. Тончайшая проработка малого государственного герба Российской Империи — двуглавого орда с гербами на крыльях. Ромбовидный знак уже в советское время ставший стандартом для знаков вручавшихся окончившим высшие учебные заведения. Синий крест — крест святой Татьяны, покровительствующей университетам и студенчеству.
_________________________________________________
Георгиевский крест IV степени № 540 180. 1916 год. Подлинное промзвено (серебряное, как и сам крест) и подлинная шёлковая муаровая лента. Санкт-Петербургский монетный двор.
Размеры креста:
Высота с ушком — 41 мм, ширина 34,5 мм, толщина (в районе медальона) — 3 мм. Длина ленты — 150 мм, ширина — 27 мм. Ширина полосок по 5 мм.
Крест оформлен на колодку — новодел, но царского образца (пропорции иные, нежели на советских и современных российских колодках). Кстати, в «наградной комплект» колодки не входили и покупались отдельно самим кавалером. Большое количество носилось во время Первой Мировой просто на лентах или самодельных колодках.
Награждён этим крестом Зарубин Пётр Евгеньевич — рядовой 87-го пехотного Нейшлотского полка. Награждён от Имени Государя Императора, Его Императорским Высочеством Великим Князем Георгием Михайловичем за отличие в бою 8 марта 1916 года.
То была Нарочская операция — наступление русских войск на Восточном фронте Первой Мировой войны в марте 1916 года в районе озера Нарочь (сейчас — Минская область Белоруссии) — первая попытка освобождения территории Белоруссии от германских оккупантов.
(Источник: Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914—1922 гг. IV степень. №№ 500 001 — 600 000. М., «Духовная Нива», 2013. — 1024 с. ISBN 978-5-87785-066-8).
_________________________________________________
Жетон (брелок для карманных часов (?)) бойца Чехословацкого корпуса.
Частная ювелирная работа. Монеты Российской империи номиналом 15 копеек 1914 года, 20 копеек 1916 года. Пластина в форме французского щита с гербами Богемии, Моравии, Силезии и Словакии. На обороте – инициалы владельца «JK».
Серебро. Пайка, гравировка. Цепочка — новодел.
Размеры подвески:
Высота щита с ушком — 31 мм, ширина 22 мм, толщина — 1 мм. Диаметр 22 и 20 мм.
Чехословацкий корпус — формирование (национальное добровольческое воинское соединение, стрелковый корпус), сформированное в составе российской армии осенью 1917 года, в основном из пленных чехов и словаков — бывших военнослужащих австро-венгерской армии, выразивших желание участвовать в войне против Германии и Австро-Венгрии. С декабря 1917 года на основании декрета французского правительства об организации автономной Чехословацкой армии во Франции Чехословацкий корпус в России был формально подчинён французскому командованию.Весной — летом 1918 года он оказался втянут в военные действия против Советской власти.
См. также Чехословацкий Военный крест 1918 года и Чехословацкую революционную медаль >>>
_________________________________________________
Гражданская война в России
1917—1922
_________________________________________________
«Знак отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода» №1135, Современная реплика производства Александра Чичикалова (Москва). Вариант 4.
Размеры знака:
Высота с ушком — 34 мм, диаметр — 31 мм, длина меча — 49,5 мм, толщина 2 мм. Ширина ленты — 24 мм (советского и российского образца).
Латунь, литьё, серебрение. Меч и венок — единое целое. Штифт и пластина припаяны. Лента имеет следы состаривания.
Классификация приведена согласно материалам Александра Рудиченко.
Знак был учрежден во время Гражданской войны, в августе 1918 года Приказом №499 главнокомандующего Добровольческой армии Генерального штаба генерал-лейтенантом А.И. Деникиным в память беспримерного Первого Кубанского (Ледяного) похода Добровольческой армии для всех участников похода.
Описание знака: Терновый венок оксидированного серебра, 30 мм в диаметре, пересеченный снизу слева — вверх направо серебряным мечом, рукоятью вниз, 50 мм. длиною. Оборотная сторона гладкая, с набитым порядковым номером награжденного.
Для всех чинов, состоявших в строю и принимавших участие в боях с большевиками — лента, на которой носится знак, георгиевская, с круглой розеткой национальных цветов (бело-сине-красная).
Для нестроевых и гражданских чинов, участия в боях не принимавших, — лента ордена св. Владимира (красная с двумя черными полосами) и с такою же розеткой национальных цветов. Знак отличия Первого Кубанского похода носился на груди левее всех степеней Георгиевского креста и Георгиевской медали и правее всех прочих знаков отличия и медалей.
«Знак отличия 1-го Кубанского похода установлен для награждения действительных участников похода в воздаяние их воинской доблести, отменного мужества и понесенных беспримерных трудов и лишений. Между тем, этот знак отличия стали самовольно носить лица, заведомо не бывшие в походе, а некоторые даже переделывают его в виде жетонов, брошек и т.п. Явление это недопустимо. Приказываю подлежащим начальствующим лицам и особенно комендантам городов принять самые действительные меры к прекращению подобного явления…»
Приказ №2253 Главнокомандующего ВСЮР от 9 сентября 1919 г.
Первый Кубанский поход («Ледяной» поход)
(9 [22] февраля — 30 апреля [13 мая] 1918 года) — первый поход Добровольческой армии на Кубань — её движение с боями от Ростова-на-Дону к Екатеринодару и обратно на Дон (в станицы Егорлыцкая и Мечетинская) во время Гражданской войны. Этот поход стал первым армейским манёвром находящейся в стадии формирования Добровольческой армии под командованием генералов Л. Г. Корнилова, М. В. Алексеева, а после гибели первого — А. И. Деникина. Основной целью похода было соединение Добровольческой армии с кубанскими белыми отрядами, которые, как выяснилось уже после начала похода, оставили Екатеринодар.
Участникам боевых действий выдавался знак на Георгиевской ленте, для тех, кто непосредственного участия в боях не принимал — на Владимирской ленте. Знак представляет собой терновый венец, изготовленный из серебра, пересеченный мечом рукоятью вниз (в отличие от знака отличия Военного ордена «За Великий Сибирский поход», меч на котором был из золота). На обратной стороне имелся порядковый номер знака. Право на награждение знаком имели все участники похода.
Знаком под № 1 посмертно был награждён Л. Г. Корнилов. Всего в конце 1918 года на Юге России по заказу командования ВСЮР было единовременно изготовлено 5 000 знаков.
Из изготовленных 5000 знаков:
- около 3500 было выдано еще до ухода Русской армии из Крыма;
- около 500 затонуло в Чёрном море при переходе в Галлиполи;
- около 600 было выдано с 1921 по 1930 году (в основном взамен утерянных);
- 270 знаков было утоплено в Дунае в 1944 году во время эвакуации Главного правления Союза участников 1-го Кубанского похода из Белграда перед его занятием Красной армией;
- 130 было выдано с 1930 по 1948 г. (в основном взамен утерянных).
Это сведения секретаря Союза первопоходников К. Николаева, который в конце 1940-х подвел итоги выдачи знаков.
После этого знаки не выдавались; тем, у кого была потребность получить знак, выдавали только удостоверение с номером знака свыше 5000.
Проекты Знака отличия 1-го Кубанского похода, представленные Главнокомандующему Вооруженными силами на Юге России генералу Деникину. Чертил Генерального штаба подполковник К.Н. Николаев. Размеры 152×228 мм.
Николаев Константин Николаевич (16.9.1882–14.5.1963, Виллах, Австрия), полковник Генерального штаба. Офицер (1912 г.). Участник Первой мировой войны 1914–1918 гг., капитан 148-го пехотного Каспийского Е.И.В. Великой Княжны Анастасии Николаевны полка. Участник Гражданской войны, в Добровольческой армии. Участник 1-го Кубанского (Ледяного) похода в пулеметной команде 1-го Кубанского стрелкового полка. Подполковник. В эмиграции в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (с 3.10.1929 г. — Королевство Югославия). Окончил курсы Генерального штаба в Белграде. Председатель Союза инвалидов, с 1924 г. в течение 20 лет секретарь Главного правления Союза Первопоходников. Служил в Русском Корпусе. Полковник. После 1945 г. в Австрии. В 1948 г. редактор газеты «На рубеже» в лагере Келлерберг. В 1948–1962 гг. редактор «Информационных листов» в Виллахе, председатель Союза Первопоходников и председатель Русского Народного Ополчения в Австрии. Печатал в журнале «Часовой» статьи на исторические темы. Сочинения: Генерал Корнилов (Австрия, 1948); Генерал Алексеев (Австрия, 1948).
_________________________________________________
Церковные предметы
Малая пластика
_________________________________________________
Жетон-образок «Святой Преподобный Серафим Саровский Чудотворец». Начало XX века, предположительно 1903 год.
Размеры жетона:
Высота с ушком — 38,5 мм, высота — 31,5 мм, ширина — 26 мм, толщина — 1,2 мм.
Бронза.
Аверс: Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках — Машнин; 1754 (или 1759) — 1833) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых.
Интересна иконография изображения Серафима Саровского — икона преподобного написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.
Реверс: Надпись «Вид собора, где почивают мощи Преподобного Серафима Саровского». В центре изображён храм св. Серафима Саровского 1897 года (последняя постройка архитектора Александра Степановича Каминского, 1829—1897) в Свято-Успенской Саровской пустыни; город Саров на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров — часть Нижегородской области).
Храм построен над кельей Серафима Саровского. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.
_________________________________________________
* Следующий артефакт — дар Алексея Сидельникова — медно литой аналойный крест — не является предметом изучения фалеристики, но ввиду его единичности в собрании, мы решили поместить его в раздел фалеристики Российской Империи, как предмет малой пластики.
Крест аналойный: Распятие с предстоящими и избранными праздниками. Российская Империя, Московская губерния (Гуслицы?); конец XIX в.
Размеры креста:
Высота — 185 мм, ширина 104 мм, толщина — 3 мм.
Тип литья, бывший в употреблении старообрядцев-поповцев.
Сохранность: хорошая. Небольшие механические повреждения в нижней части креста на лицевой стороне, небольшие потёртости рельефа, редко – патина.
Описание:
Центральная часть общей композиции – крест с Распятием и орудиями страстей. Над главой Христа титла «IНЦИ» («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), слева и справа титлы «IC» / «ХС», по периметру вокруг центральной перекладины Распятия текст песни «РАСПѦТIЕ ГДА / НШГО IСА ХРTА» («Распятие Господа нашего Иисуса Христа»), «КРTУ ТВО – ЕМУ ПОКЛОНѦЕМС / Ѧ ВЛАдКО И СТОЕ ВОСКРНIЕ / ТВОЕ СЛВМ» («Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое Твое Воскресение прославляем»). Под стопами Спасителя титлы: «М Л / Р Б / Г А» («место лобное», «распят/рай бысть», «глава Адама»). Под условным изображением Голгофы повторяются титлы «Г А». в верхней части креста, над Распятием изображён Саваоф на облаках, руки сложены в благословляющий жест. Ниже под образом Саваофа – два ангела (с левой и с правой стороны верхней перекладины соответственно), закрывающие свои лики гиматиями (по В.С. Кутковому – к.ф.н., иконолог, «О некоторых особенностях иконографии Распятия»), между ними – Дух Святой в виде голубя в круге, символизирующем сияние Славы. Таким образом, в данном изводе присутствует символика иконографии Богоявления или Крещения Господня. В таком случае, гиматии в руках ангелов одновременно являются покровами, которые ангелы держат, как восприемники от крестильной купели. Такое же наличие образов встречается и в иконографии Рождества Христова. Как в момент Рождества и Крещения Господня, при смерти Христа на Кресте миру открылось, что Иисус есть Христос Сын Бога. Вместе с этим, такая иконография изображает Бога в его полноте – Троицу: одновременно присутствуют Саваоф – Бог Отец, Дух Святой «в виде голубине» (Тропарь Крещения Господня) и Христос Сын Божий – на Распятии. В клеймах «полотенцах» изображены: Богородица и Мария Магдалина – слева от Распятия (титлы: «МР θУ, СТАѦ МАРIѦ»), Иоанн Богослов и Лонгин сотник – справа (титлы: «СТЫ IώНА, СТЫ ЛОГIН»). Слева и справа от центральной перекладины Распятия – поясные изображения архангелов Михаила (слева; титла «МIХАIЛА») и Гавриила (справа; титла неразборчива) в клеймах. По контуру креста идёт орнамент в виде жгутиков. Вокруг навершия креста в квадратных клеймах изображены пять праздников в традиционной иконографии. Праздники читаются слева направо, в порядке их следования по церковному календарю:
- Сретение Господне (в центре, на Престоле титлы: «ЦРЬ СЛАВ» («Царь Славы»))
- Вход Господень в Иерусалим
- Сошествие во ад (Воскресение Господне / Пасха)
- Вознесение Господне
- Пресвятая Троица
Титлы в названиях праздников неразборчивы. В навершии общей композиции – четыре херувима на штифтах (в старообрядческой иконографии поповцев – символ священства).
На обороте: в верхней части креста – ушко для подвешивания. В центральной части, под ушком – текст светильна Кресту: «КРТЪ ХРАНИ / ТЕЛЬ ВСЕИ ВЕЛѢННЕИ КРТ / КРАСОТА ЦЕРКОВНАѦ КРТЪ / ЦРЕМЪ ДЕРЖАВА КРТЪ / ВЕРНЫМЪ ОУ / ТВЕРЖЕНИЕ КРТЪ АГГЛО / МЪ СЛАВА КРТЪ БЕСОМЪ / ѦЗВА» («Крест — Хранитель Всей Вселенной, Крест — Красота Церковная, Крест — Царей Держава, Крест — Верным Утверждение, Крест — Ангелам Слава, Крест — бесам язва»).
В целом, данная иконография представляет собой всю полноту Церкви Христовой (присутствие всех основных символов, праздников и святых) и по сути является своеобразным малым домашним иконостасом старообрядцев-поповцев, в центре которого главный христианский образ – Распятие – крестная смерть Христа, через которую был искуплен грех Адама, и человеку открылся путь спасения.
Особенности изготовления: спайка из 14 элементов. На Распятии и «полотенцах» вмятины с обратной стороны рельефа. На обороте следы напильника и неровности от формовки. Основой композиции, вероятно, является наперсный крест.
Атрибуцию предмета выполнила культуролог Наталья Михайлова
_________________________________________________