Фарфоровый бокал «Орден Белого орла»

Бокал с крышкой и блюдцем «Орден Белого орла» с королевской короной Югославии (корона Карагеоргиевичей). Художник — Колчина София. Фарфор, ручная надглазурная полихромная роспись, золото, цировка. СПб. 2015

Бокал с крышкой и блюдцем «Орден Белого орла». Художник — Колчина София. Фарфор, ручная надглазурная полихромная роспись, золото, цировка. СПб. 2015

_____________________________________

Данный материал посвящён великолепному произведению художника Софии Колчиной, которое было подарено автором сопредседателю общества «Московские древности», коллекционеру Михаилу Тренихину (о коллекции см. здесь >>>).

Благодарим за фотографии артефакта Наталью Михайлову.

_____________________________________

Это – бокал с крышкой и блюдцем «Орден Белого орла» с королевской короной Югославии (корона Карагеоргиевичей). Бокал выполнен на форме «Снежное утро» (Сорокин М.А., ИФЗ, 1998) из твёрдого фарфора, в технике ручной надглазурной полихромной росписи, с цировкой орнамента по золоту.

Хорошо зная традиции русского орденского художественного фарфора, София Колчина сделала подарок Михаилу Тренихину с учётом специфики его коллекции – фалеристика Балканских стран, и, прежде всего, королевских Сербии и Югославии. Автору удалось гармонично сочетать традиционные нежные цветы с довольно официозной и, как правило, суховато-академичной темой геральдических элементов. В итоге произведение получилось роскошным и строгим, и, вместе с тем — поэтичным.

В качестве основного элемента был выбран знак Ордена Белого орла V степени (серб. Орден белог орла) — государственная награда Королевства Сербия и его правопреемника — Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, с 1929 года — Королевства Югославия — и орденские ленты. Являясь одним из красивейших орденов Европы, качественно проработанный на фарфоре он предстаёт прекрасной доминантой.

Орден Белого орла был учрежден королем Миланом I 23 января 1883 года в первую годовщину провозглашения Сербии королевством, одновременно с орденом Святого Саввы. Изображение двуглавого белого орла, с расправленными крыльями в полёте, ставшего государственным символом Сербии должно было подчеркнуть господствующее положение Сербии на Балканах, и являлось универсальным символом Христианской Империи, уходившим своими корнями к Византийской Империи. Символику двуглавого орла уже использовали средневековые правители Сербии, также, как и императоры Священной Римской империи, императоры России и Австрии. Разница заключалась только в цвете. В Сербии двуглавый орёл был белым (серебро в геральдике), в то время, как византийский орёл был золотым, а российский и немецкий — чёрными.

Крышку бокала украшает королевская корона Югославии — корона Карагеоргиевичей. Этот артефакт хранится в экспозиции в Белградского национального музея. Он был создан по образцу британских драгоценных корон. Коронные драгоценности Карагеоргиевичей были созданы в 1904 году, чтобы отпраздновать коронацию короля Петра I. Драгоценности были сделаны в Париже знаменитой ювелирной фирмы братьев Фалисе. Корона украшена полудрагоценными камнями, найденными в Сербии и эмалирована в национальных цветах: красный, синий и белый. Корпус короны изготовлен из золочёной бронзы, обтянут пурпурным бархатом, расшитым золотом и выложен мехом горностая. Сербская королевская корона Карагеоргиевичей (наряду с другими ювелирными изделиями – королевским скипетром и державой, и пряжкой королевской мантии) является одним из неофициальных символов Сербии. Кроме того, корона Карагеоргиевичей является центральным элементом Ордена Югославской (серб. Орден Југословенске Круне, 1930-1941).

Карагеоргиевичи, Караджорджевичи (серб. Карађорђевићи) — правящая княжеская (1842—1859) и королевская (1903—1941) династия в Сербии и Югославии. Основана руководителем первого сербского восстания (1804—1813) против Османской империи Карагеоргием. На протяжении XIX века в борьбе за власть в Сербии соперничала с династией Обреновичей. После свержения последних в 1903 году стала королевской династией в Сербии, с 1918 года — в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев, а с 1929 года — в Королевстве Югославия. Была смещена в 1945 году, когда после окончания Второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты под руководством Иосипа Броза Тито.

Кроме того, бокал оформлен цветами сирени. И это не случайно. С одной стороны — это одно из любимых растений Софии Колчиной, чьи цветы появляются на многих произведениях художника. Но сирень была выбрана ещё и по другой причине — это красивое растение является одним из негласных символов Сербии. В 2015 году этом году отмечается и особый юбилей — 765 лет со дня как Король сербский Урош Первый взял себе в жены Елену Анжуйскую. Король сербский Урош Первый, сын Стефана Првовенчаного и французская принцесса Елена Анжуйская стали мужем и женой в 1250 году. Урош в знак любви к своей невесте, решил одеть в цветы душистой сирени всю долину реки Ибар, поэтому данная местность получила название Долина веков, королей и сирени. Согласно легенде король решил украсить сиренью долину, поскольку по ущелью реки Ибар должна была прибыть в Сербию будущая сербская королева. Тысячи цветущих деревьев, от нежно-голубых до розовых, пленили Елену своей первозданной красотой. Легенда гласит, что Долина сирени, ода любви и нежности французской невесте, была напоминанием ей о родном Провансе. Очарованная красотой этого края, королева в 1270 году решила построить задушбину (пожертвование «за душу») — монастырь Градац.

_____________________________________

Бокал вошёл в экспозицию наград славянских стран из коллекции Михаила Тренихина. Данная экспозиция является частью выставки «Славянства многоликий мир. Орнамент в традиционной культуре славянских народов», организованной Славянским фондом России и Государственной академией славянской культуры (Московский дом национальностей, 16-31 мая 2015 года). Примечательны отзывы наподобие: «Красиво, пафосно, дорого!», «И над всем главенствует Царь-Кружка!», «Артефакт прекраснейший!».

_____________________________________

Колчина София Евгеньевна (род. 1976) – художник по росписи фарфора Императорского фарфорового завода. svetskyspb.ru (Открытие выставки «Императорский Фарфор» в Царском Селе, 22 июля 2014 года)

Колчина София Евгеньевна (род. 1976) – художник по росписи фарфора. Фото svetskyspb.ru (Открытие выставки «Императорский Фарфор» в Царском Селе, 22 июля 2014 года)

ОБ АВТОРЕ:

Колчина София Евгеньевна (род. 1976) — художник по росписи фарфора 

2005 — 2012 — художник Императорского фарфорового завода (до 2005 − Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова)

С 2012 — собственная частная практика

Образование:
2000 — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. В.И. Мухиной.

Участие в выставках:

2015 «Славянства многоликий мир. Орнамент в традиционной культуре славянских народов», Московский дом национальностей
2014—2015 «Вдохновленные Эрмитажем», Государственный Эрмитаж
2012 «Пасха в Петербурге», Государственный музей истории Санкт-Петербурга
2012 «The History of Russian Porcelain thorough the Imperial Porcelain Manufactory», Музей мануфактуры Херенд
2012 «Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург», Национальный художественный музей Литвы
2011 «Скульптор Борис Воробьев. Фарфор, графика», Государственный Эрмитаж
2010 «Возвращение легенды», Государственный музей А.С. Пушкина
2009 «Императорский фарфор. Диалог времен», ГМЗ «Царское Село»

Публикации:
Возвращение легенды : к 265-летию Императорского фарфорового завода / А.А.Авдеев, М.Б. Пиотровский, Т.А. Тылевич, Г.В.Цветкова, Г.Д. Агаркова, А.В.Иванова. – СПб : Пропилеи, 2009.- 251с. : ил.
Фонд «Наследие». Новые поступления 2010 : каталог/ ИФЗ — СПб. : Пропилеи, 2011. — 127 с. : ил.

_____________________________________

В связи с этим артефактом нам пара слов об «орденском» фарфоре.

Орденские сервизы — сервизы с изображением орденских знаков, подававшиеся на обедах в дни орденских праздников. У нас сервизы эти изготовлялись в прошлом столетии императорским фарфоровым заводом, со знаками орденов св. Андрея, Екатерины, Александра Невского, Владимира и Георгия. В настоящее время они не употребляются.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Отличился и фарфоровый завод в Вербилках, основанный Францем Яковлевичем Гарднером, вероятнее всего, в 1766 году. В 1777—1783 годах в подарок императрице Екатерине II фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» выполнила сервиз, посвящённый победе в русско-турецкой войне. Сервиз произвёл на императрицу такое потрясающее впечатление, что в 1777 году Гарднер получил заказ на три орденских сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а несколько позже — святого князя Владимира. В составе каждого сервиза было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов, разнообразных по функциональному назначению, размерам и формам. На протяжении почти ста пятидесяти лет орденские сервизы ежегодно включались в церемонию праздничных трапез и даже были запечатлены в литературе XIX века.

В музее Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, который является филиалом Государственного Эрмитажа, хранится уникальное «орденское» блюдо-поднос. Оно датировано 1892 годом, и имеет монограмму «А III». Блюдо было сделано по заказу российского императора Александра III. На этом произведении фарфорового искусства изображены высшие степени всех восьми действующих на тот период российских орденов с их знаками: орденскими крестами, лентами, звездами. Это ордена Св. Андрея Первозванного, Св. Георгия Победоносца, Св. Екатерины, Св. Владимира, Св. Александра Невского, Белого Орла, Св. Анны и Св. Станислава.

_____________________________________